46.2. Сессии по работе с Дисфункциональными критикующими режимами СМИТ 2&8)
При работе с ДКрР терапевты могут сосредоточиться на режиме, который наиболее распространен в их группе, или потратить некоторое время на режим Карающего критика (КК) и режим Требовательного критика (ТК). два критикующих режима отличаются, так как КК фокусируется на наказании и может иметь или не иметь высоких стандартов. ТК фокусируется на жестких стандартах и постоянной работе над улучшением, но не может быть карающим. Конечно, многие из наших пациентов обременены наличием обоих и, как правило, не проводят четких различий между ними. Однако в схема-терапии есть разные подходы к работе с каждым из них, так КК изгоняется, и считается, что он не имеет положительного значения для пациента, а ТК уменьшается путем преобразования его жестких стандартов в разумные.
Групповое упражнение 1: ДКрР 1
Первое упражнение, которое мы используем - Эксперимент по наказанию - призвано оспорить убеждение многих пациентов о том, что КК «необходим» и даже полезен для их жизни. Это упражнение демонстрирует негативное влияние сообщений ДКрР на способность эффективно выполнять деятельность, в отличие от идеи о полезности критиков, которой склонны верить пациенты. После обычного сообщения «Добро пожаловать на сегодняшнюю сессию, посвященную экспериенциальной работе с режимами» расскажите о работе, которую вы будете выполнять с дисфункциональными критикующими режимами, в следующем контексте:
сессии
Часто, когда мы говорим о КК, пациенты говорят нам, что «наказание необходимо», чтобы дети могли учиться, или что «требования и Давление» заставляют Детей Достигать большего. Кто-нибуДь здесь верит этому? [ЗаДавайте больше Дополнительных вопросов, если это необходимо] даже немного? Или вы в это верите, но Думаете, что мы против этого, поэтому вы не поДнимаете руку? [Краткое обсуждение этого вопроса — 5 минут] Что ж, сегодня мы собираемся сДелать небольшой эксперимент, чтобы исслеДовать влияние критикующих режимов на эффективность.
Примерный сценарий терапевта. Эксперимент по наказанию — 20 мин.
Хорошо, нам нужно, чтобы все разДелились на пары. У меня здесь Достаточное количество Деревянных брусочков (кусок Дерева округлый, длиной 5-10 см или какой-то другой объект, который можно сбалансировать на руке с некоторым уровнем сложности). Я попрошу, чтобы кажДая пара взяла один. Теперь простая задача: вам нужно уДерживать брусок на лаДони в течение одной минуты. Это Должна быть плоская лаДонь, иначе заДание будет слишком легко выполнить, и вы можете просто уДерживать его. Итак, один из вас ходит первым, и в первый раз, когДа вы попытаетесь сбалансировать, ваш партнер будет играть КК. Это означает, что он/она скажет вам, какой вы неуДачник, вы даже не можете сДелать это правильно, вы не сможете это сДелать и так Далее. Мы посмотрим, как это повлияет на ваше исполнение. Во второй раз, когда вы попытаетесь уДержать баланс бруска, ваш партнер сыграет Хорошего роДителя. Это означает, что он/она поощрит вас, скажет, что он/она верит в вас, вы можете сДелать это, не сДаваться и так Далее. Мы также увиДим влияние этого сценария на ваше исполнение. Таким образом, один из вас сначала начнет балансировать стержень с КК, потом с ХР, затем вы поменяетесь ролями. После того как вы закончите, мы вернемся в группу и поговорим о результатах нашего эксперимента.
Сессия, посвященная экспериенциальной работе с режимом 2 ДКрР: Наказание и подкрепление: Как мы учимся?
Это правда? Действительно ли суровое наказание - единственный или лучший способ научиться? давайте посмотрим, как на самом деле наказание влияет на людей. Существуют две основные формы наказания: лишать приятных или даже необходимых вещей, чтобы наказать детей (например, не разрешено смотреть телевизор сегодня, либо не будет обеда), либо делать с ними неприятные вещи (например, заставить долго сидеть тихо или бить). И то, и другое заставляет детей учиться не совершать «ошибку» снова... но... метоД наказания имеет другие нездоровые последствия. Упражнение, которое мы делали в группе, демонстрирует обратную сторону наказания. Когда людей наказывают, они начинают плохо себя чувствовать и часто думают, что они некомпетентны. Они действительно боятся пробовать снова и будут избегать новых дел. Теперь внимательно посмотрите на детей ... дети должны исследовать мир, выяснить, что им нравится и не нравится, и сформировать свои |
Обсуждение:
Мы выдаем пациентам раздаточный материал. Сессия 2, посвященная экспериенциальной работе с режимами - ККЛГК1: Наказание и подкрепление: как мы учимся?, чтобы сохранить в качестве напоминания об этом опыте и в качестве доказательства, чтобы использовать в опровержении сообщений от КК/ТК?
сессии
собственные выводы о том, как все работает. Это должно быть сделано методом проб и ошибок и требует наличия надежной базы в лице родителя. Ребенок может исследовать, отталкиваясь от своей безопасной базы, и вернуться к ней, если ему нужна помощь или что-то кажется страшным. Хороший родитель обеспечивает надежную базу.
Напротив, Карающий критик может быть незаинтересованным (игнорировать), что может сделать ребенка действительно неумелым в изучении окружающей среды, или накажет его, сказав что-то вроде «Не трогай это. Ты такой плохой ребенок, что всегда уходишь». Хороший родитель, напротив, поддержит ребенка в исследовао ниях. Хороший родитель, например, будет смотреть в глаза, брать ребенка на руки, когда он захочет, или говорить что- то вроде «Ух ты, что ты там смотришь?», чтобы выразить интерес к ребенку. Хороший родитель может даже пойти посмотреть на что-нибудь с ребенком. И если ребенок допустил ошибку (например, слишком быстро бегал, причинил себе боль и заплакал), вместо того, чтобы наказывать, хоРОШИЙ родитель успокоил бы его.
Наказание - это не то же самое, что здоровая защита или ограничения и естественные вытекающие отсюда последствия. Родители должны информировать детей, с учетом их возраста, о последствиях их действий во внешнем мире. Например, если вы украдете чтонибудь в магазине, вызовут полицию. Если вы пропустите школу, школа вас оштрафует, и вы можете не научиться тому, что вам нужно, и так далее. Если вы кричите на друзей и бьете их, в конце концов они не захотят быть вашими друзьями. У нас у всех есть некоторые последствия наших действий.
Хорошие родители дают рекомендации о том, каковы последствия действий, и направляют своих детей делать правильный выбор. Родителям не нравятся некоторые действия и они говорят детям, чтобы они больше так не делали. Если человеку или животному С., причинен умышленный вред, или собственность другого человека умышленно повреждена, необходимо установить последовательные ограничения, чтобы остановить такое поведение. Это верно и в терапии - есть поддержка для того, чтобы пробовать вещи, и реалистичные ограничения, когда это необходимо.
Суровое или экстремальное наказание в детстве является основой для режима Карающего критика.
Сурово наказанный ребенок учится наказывать себя и других, включая, возможно, своих собственных детей.
Если «ошибкой» была нормальная по-
|
|
Групповое упражнение 2: КК и ТК 1 - Избавление от сообщений Дисфункционального критикующего режима
После того, как у пациентов возникли некоторые сомнения относительно ценности КК, мы переходим к следующему шагу - способствуем тому, что их внутренние ДКрР - это не он или она, а что-то, что было взято из раннего опыта, и от этого можно избавиться, приложив усилия. Одним из способов, которыми мы демонстрируем это на опыте, является создание чучел для представления ДКрР. Использование осязаемого представления служит ряду терапевтических целей. Это демонстрирует теорию СТ о том, что это интернализованный негативный опыт, а не пациент сам, и, как правило, не полностью представляет родителя. Первым шагом в устранении ДКрР является понимание пациентом, что это не его/ее голос. Пациенты обычно рисуют лицо на чучеле, которое выглядит как монстр или демон. Эта характеристика полезна, поскольку она даже не выглядит человеческой, подчеркивая тот факт, что ДКрР является выборочной интернализацией только негативных аспектов лиц, осуществляющих уход, а не всего человека. Это полезно по двум причинам: пациенты не думают, что им нужно полностью отделяться от своих настоящих родителей и от чего-либо хорошего, что есть в настоящее время в этих отношениях, так что страх покинутости не активируется, и мы не сталкиваемся с проблемами семейных ценностей. Образ ДКрР вызывает много эмоций, начиная иногда со страха, но переходя к гневу и отстранению.
Сначала мы просим пациентов написать дисфункциональные послания от ДКрР на чучеле. Этот процесс является еще одним конкретным действием, помогающим отделить сообщения от пациентов. Мы заставляем их задуматься о возможности избавиться от сообщения, оставив его чучелу. Позже мы используем чучело ДКрР в ролевых играх в качестве маски для пациента, играющего роль ДКрР, или его можно надеть на стул,
чтобы добавить реалистичности в диалог режимов в отдельной сессии. Фигура может быть растоптана и даже разорвана на части. На протяжении экспериенциальных групповых сессий мы сохраняем изображение доступным, но вне поля зрения на случай, если пациенты приходят с другим сообщением, которое хотели бы вы оставить на нем. Терапевты всегда забирают его в конце сессий. Эти действия демонстрируют на уровне развития ребенка, что ДКрР сейчас не в силах причинить вред. Фигуры Хорошего родителя могут легко контролировать эти образы ДКрР. На сессии, посвященной экспериенциальной работе с режимом 7 — ДКрР2, мы опишем использование чучела в диалоге режимов в ролевых играх.
Примерный сценарий терапевта: Сообщения дисфункционального критикующего режима
На сессиях психообразования в области СТ мы рассказывали вам о нормальных потребностях Детей младшего возраста и о послеДствиях неудовлетворения этих потребностей. Мы также говорили о том, как мы интернализируем то, что значимые люди говорят о нас и как они описывают нас и как эти сообщения остаются с нами, неважно, являются ли они точными или нет. Как пример [замените пример здесь чем-то не слишком экстремальным от терапевтов], - я получил сообщение от моей матери, что я «трудный ребенок». Я не уверен, сказала ли она это именно так, но это то, что я помню, как будто это было прямое сообщение от нее. Основываясь на этом сообщении - всякий раз, когда у меня возникали проблемы с близкими мне людьми, я говорил себе: «О, это происхоДит потому, что я “труДный”». На когнитивном уровне это превратилось в глубинное убеждение о себе, и на эмоциональном уровне, когда у меня возникала такая мысль, я чувствовал тошноту. КогДа я стал взрослым, я понял, что этот ярлык «трудный» на самом деле говорил что-то важное не обо мне, а о моей матери.
Я был/а «труДным» для нее, потому что я высказывал/а свое мнение. Я не был похож/а на нее — и это сделало меня труДным для нее. Я обнаружил/а, что многие люди ценят эту характеристику, а моя мама - нет, поэтому я получил/а этот ярлык. Это сообщение является частью моего режима Требовательного критика (ТК; я всегда на-
стороже, чтобы с ним можно было бороться, если он появится). Итак, что мы собираемся сДелать в первую очередь сегодня - это немного поговорить о том, какие негативные сообщения вы получаете от вашего ТК или КК, а затем мы начнем нашу работу, необходимую для того, чтобы избавиться от них и научиться бороться с ними.
Выделите около 10 минут на обсуждение. Обычно пациенты испытывают небольшие трудности с открытием отрицательных сообщений о себе.
Итак, теперь мы собираемся символически и в буквальном смысле избавиться от этих сообщений, написав их на чучеле, которое мы сделаем, чтобы преДставить Дисфункциональные критикующие режимы всей группы. Сначала нам нужно нарисовать лицо для нашего чучела. [Сукно, муслин или другая недорогая ткань была вырезана в форме крупного человека или может быть прямоугольником, на котором можно нарисовать тело. Мы призываем пациентов участвовать в рисовании какой-то части изображения, но не настаиваем на этом. Мы всегда стараемся позволить пациентам двигаться с собственной скоростью в экспериенциальной работе.] Вау, это один из чуДовищных Дисфункциональных критиков, которого мы созДали. Я Думаю, это имеет смысл, потому что это на самом деле не один человек или даже вовсе не человек, а то, что осталось от нашего негативного опыта с авторитетными фигурами в форме критикующих режимов. Теперь самое интересное: мы можем оставить любые сообщения ТК или КК, которые у нас есть, на этом чучеле. [Пациентам рекомендуется писать сообщения на чучелах, используя тканевые маркеры, которые предоставляют терапевты. Иногда пациенты включаются медленно, поэтому мы часто начинаем первыми. довольно быстро большинство пациентов вовлекаются.]
Как только чучело готово, один из терапевтов может продемонстрировать его настоящее бессилие. Выделите 30 минут на конструирование чучела.
Групповое упражнение З: ДКрР1 — Что Хороший роДитель мог бы сказать любимому ребёнку
Это одно из базовых упражнений по рескриптингу «группы в целом», которое мы используем.
Хорошо, теперь мы собираемся переиючиться на что-то положительное и целительное для вашего РУР. Мы заменим те негативные сообщения, от которых вы только что избавились, на те, которые вам нужно было услышать в Детстве. Пожалуйста, возьмите экспериенциальное упражнение З - ДКрР1: Борьба с режимами Карающего и Требовательного критика: что Хороший роДитель сказал бы любимому ребенку (EMW 2-DyPM), и потратьте несколько минут, чтобы записать сообщения, которые вы хотели бы услышать от любящего роДителя в Детстве. Давайте послушаем, что люди выбрали. Какое ваше любимое? Я собираюсь записать их все, чтобы мы могли созДать групповой «Сценарий сообщения Хорошего роДителя». [25 минут.]
Задание требует, чтобы язык соответствовал уровню ребенка (например, «я люблю тебя таким, какой ты есть», «ты мне дорог», «я так рад, что ты мой ребенок», «ты действительно замечательный ребенок»). «Я всегда буду здесь для тебя», «Я буду защищать тебя». Если это что-то 60лее взрослое, например «Я горжусь твоими достижениями», переведите это, например: «Ты просто великолепен» или «Я рад, что ты - мой ребенок». Пациенты приносят свой список в группу, и мы обсуждаем их сообщения. Мы получаем разрешение для группы заимствовать идеи и заявления друг у друга, поскольку некоторые неизменно говорят, что не могли придумать ничего. Пока пациенты делятся своим выбором, терапевт записывает их, чтобы создать коллективный сценарий «Хороший родитель».
Затем один из нас читает сценарий как можно теплее, мягче и заботливее. Мы добавляем некоторые из наших собственных сообщений Хорошего родителя. для терапевта, который не читает сценарий, особенно важно добавить в него ряд утверждений.
З. Я хочу, чтобы вы Действительно услышали меня и были готовы принять эти слова. Если вам мешают режимы Карающего или Требовательного критика, попробуйте выгнать их, скажите ш, что им здесь не место - только Добрые роДители могут войти в наше групповое пространство. Постарайтесь запомнить, что вы слышите, что вам нравится больше всего, потому что мы собираемся сДелать что-то особенное с этим. Если у вас проблемы с запоминанием, не беспокойтесь; я записал всё и помогу вам вспомнить. [Когда сценарий закончена
Группа обсуждает опыт, как они себя чувствовали, смогли ли они оставаться в режиме Уязвимого ребёнка, что им понравилось больше всего и так далее. Вы можете дать пациентам аудиозапись Шили письменную копию сценария для прослушивания, перечитывания и ношения с собой. Задание после этого занятия состоит в том, чтобы делать что-то раз в день, чтобы вспомнить опыт прослушивания «Хорошего родительского сценария».
Экспериенциальное упражнение З -ДКрР1: Борьба с режимами Карающего и Требовательного критика:
Что Хороший роДитель сказал бы любимому ребенку
Придумайте список того, что, по вашему мнению, хорошие родители сказали бы маленькому ребенку, которого они любили, и что вы либо слышали, либо хотели бы услышать в детстве. Попробуйте использовать «язык ребенка». Вашему уязвимому ребенку по-прежнему необходимо слышать эти выражения любви, устешения, защиты и валидации. Примером может быть: «Я люблю тебя», «Я рад, что ты мой ребенок», «Ты замечательный» и так далее. Мы собираемся использовать эти утверждения творчески в групповой сессии, поэтому, пожалуйста, подумайте об этом и запишите некоторые вещи. Не стесняйтесь заимствовать все, что вы слышали в группах, у терапевтов и так далее, что понравилось вашему РУР. Мы сравним заметки и Добавим их в списки на групповой экспериенциальной сессии для режима Уязвимого ребёнка.
Мне нравится слышать или я хотел бы услышать следующее в детстве, и мой УР все еще нуждается в том, чтобы услышать: напишите больше на обо оте, если хотите. |
1. |
2. |
з. |
4. |
5. |
Добавьте в свой список все, что вы услышали на второй сессии экспериенциальой работы что понравилось вашему Уязвимому ребенку: |
|
Переходные объекты
О О |
Экспериенциальные домашние задания 2 и 8 — ДКрР: Напоминание сценария Хорошего родителя Ваше задание на сегодняшней групповой сессии:
|
Одна из наших пациенток создала чучело Хорошего родителя, которое было достаточно большим, чтобы обернуть себя, как будто ее обнимают. На нем она написала наши имена с тем, что мы сказали ее РУР, и нарисовала наши портреты. Оно выглядело как крупный человек с руками, которые можно было обернуть вокруг тела. Она чувствовала, что это было очень успокаивающим и обнадеживающим для ее РУР. Задача этой сессии — использовать переходный объект, отправиться в одиночку в тихое место и вспомнить опыт прослушивания посланий и написать об этом опыте.
Экспериенциальная работа с режимами: Сессия 8 -ДКрР 2
Групповое упражнение 4: ДКрР 2 — Ролевая игра с режимами для всей группы
Мы осознано работаем над тем, чтобы нас считали «Хорошими родителями», поэтому игра в ДКрР может быть слишком пугающей на уровне детских режимов. Обязательно проверьте после работы ДКрР, что гиЦИенты чувствуют себя в безопасности перед выходом из сессии. Составьте планы безопасности на случай непредвиденных обстоятельств, если у них есть проблемы. Завершите сессию с более долгим возвращением к образу безопасного места или пузырю безопасности, который включает инструкцию, что ДКрР надежно заблокированы.
Нам понаДобится кто-то, кто будет играть роль вашего КК, и кто-то другой - для поДДержки этого человека. У человека, играющего роль КК, будет маска, чтобы не перепутать его реального человека с той ролью, которую он согласился сыграть.
Существует несколько способов изгнать КК. Если вы не чувствуете, что готовы сДелать это, мы можем сыграть все роли ваших режимов и позволить вам наблюдать, как мы выполняем изгнание. Все поншают, что я имею в виду под этим?
Кто хотел бы пойти первым в качестве изгоняющего? Кто чувствует себя способным сыграть роль КК под маской? Кто поДДержит человека, играющего эту роль? Вы заметили, что я не сказал поДДержать КК, но - человека, играющего эту роль.
Давайте разместим остальных из нас так, чтобы все чувствовали себя в Достаточной безопасности, и у изгоняющего было Достаточно поДДержки. [Попросите нескольких человек поДвинуть стулья к нему]
Если кто-то из вас нахоДится в РУР, это может показаться страшным. Почему бы кому-то из вас, кто чувствует так, не поДойти и сесть позаДи меня и Т2? Мы хотим, чтобы у кажДого было всё необхоДимое для того, чтобы чувствовать себя в безопасности, Делая это упражнение.
Этот опыт обсуждается всей группой, а затем повторяется с другим пациентом в качестве главного героя. Тем, кто еще не прошел, следует предложить ряд более поддерживаемых вариантов. Одним из примеров является терапевт, говорящий с КК за них. Как говорилось ранее, друтой - там, где группа и терапевты играют все роли. Завершите сессию с терапевтами, читающими «Хороший родительский сценарий», который группа разработала ранее. для домашней работы повторите Экспериенциальное задание 2: ДКрР.
46.3. Сессии по работе с режимом Уязвимого ребёнка (EMW 3&9)
Сессии РУР фокусируются на работе с воображением, так как это является основным экспериенциальным вмешательством СТ для исцеления режима Уязвимого ребёнка. Важно дать пациентам обоснование на понятном языке, почему мы используем такие методы, как работа с воображением и рескриптинг. Мы даем базовую информацию и о том, как работает воображение, и приводим данные исследований, подтверждающих эффективность рескриптинга, чтобы пациенты были открыты попробовать это. Мы прокладываем
сессии
путь для более сложной работы с воображением с помощью «забавных» образов и также образов безопасности. Они остаются важными инструментами на протяжении всей терапии и являются здоровыми копинг-инструментами для использования в реальной жизни.
Экспериенциальная работа с режимами: Сессия З: УР 1
Наши воспоминания о Детстве — это не то, что происхоДит сейчас, а это образы, которые мы сохранили в восприятии, чувствах, взглядах, звуках, мыслях, которые мы связали с событиями Детства. Хотя воспоминания не являются «реальными» в смысле «проиаоДящими здесь и сейчас»; когда мы Думаем о событиях прошлого, у нас может возникнуть ощущение, что они происхоДят сейчас, и это вызывает эмоциональную боль. В рескриптинге мы можем изменить окончание болезненных воспоминаний, созДав в своем воображение то, что должно было произойти, если бы защищающий, сильный Хороший роДитель, которого вы заслужили, был там. ПоДобно тому, как мы все можем вновь испытывать боль и страх, когда повторяются негативные Детские воспоминания, мы также можем испытывать успокоение, защиту и заботу, когда мы создаем «новый конец» в работе с воображением. Мозг работает как проектор, который вывоДит одно изображение зараз на экран нашего сознания. При рескриптинге мы меняем слайд, который показывает проектор, для этой конкретной ситуации. Это может звучать как волшебство, но эффективность рескриптинга поДтвержДается научными исследованиями. Рескриптинг — эффективный способ избавления людей от травмирующих Детских воспоминаний. одна из самых важных вещей, которые мы выноси из событий, - это его значение, то, что, по нашему мнению, означает для нас это событие. Поэтому, если мы не защищены и с нами случаются плохие вещи, часть нашего Уязвшого ребенка интерпретирует это как то, что мы плохие. Будучи Детьми, мы не способны понять, что реальная проблема не в том, что мы плохие, а в том, что рядом никого не было. У нас были нормальные Детские потребности, но никого не было рядом, чтобы уДовлетворить их. К сожалению, кажДый раз, когда вы вспоминаете эти болезненные Детские события, это ощущение, что я плохой/плохая, тоже всплывает. Это означает, что годы практики сделали его очень сильным, и мы больше не сомнезаемся в этом. Опыт проживания переписанных воспоминаний о любящем и заботливом Хорошем роДителе повлияют на то, как вы Думаете о себе.
Мы поДвергли сомнению ваши убежДения о себе на группе психообразования в области аема-терапии. Мы взглянули на то, как мы формируем убеждения о себе, о других и о мире в целом, основываясь на том, насколько
наши потребности были удовлетворены. Со временем мы замечаем, что наши потребности уже не подвергаются сомнению, они становятся нашей реальностью и меняются убеждения.
Некоторые из вас Достигли точки, когда вы можете сказать: «Умом я понимаю, что я не плохой или злой, я был просто ребенком с нормальными потребностями, и они не были удовлетворены, потому что рядом со мной никого не было». Тем не менее, мы также говорили о том, что ощущение себя плохим может сохраняться. Это та часть, над которой мы работаем с помощью рескриптинга: вы все еще чувствуете себя недостойными, плохими, неуДачниками, слишком нужДающшися или любыми Другши, в зависимости от посланий, которые вы интернализировали.
Наша цель сейчас состоит в том, чтобы дать вашему Уязвимому ребенку Хорошего роДителя для защиты, утешения, поДДержки, любви, обучения и всего того, что нужно Детям. Мы поДойДем к этой работе постепенно, так как не хотим, чтобы вы чувствовали чрезмерный стресс или вновь пережили плохие воспоминания. Мы хотим остановить болезненные воспоминания до того, как случается что-то плохое. Мы хотим переписать концовку, чтобы в воображении ничего плохого не происхоДило. Мы также хотим научить вас останавливать негативные воспоминания и флэшбэки, когда они появляются вне терапии. [Позвольте общую Дискуссию на 15—20 минут.]
К сожалению, многие пациенты очень неохотно устанавливают связь с режимом Уязвимого ребёнка. Как правило, они испытывают негативные и отвертающие чувства по отношению к своей маленькой детской части, которые должны быть рассмотрены и в конечном итоге оспорены.
Неизбежно кто-то спросит: «Почему мы должны это Делать?» Или говорит: «Я ненавижу этого ребенка, он был источником всех моих проблем, он был плоши ребенком». Наш ответ на первый вопрос- «Вам нужно Делать это, потому что единственный способ эмоционально отДелиться и не проДолжать лшть с послеДствиями неудовлетворенных базовых эмоциональных потребностей (используйте их слова: как с вами плохо обращались - пренебрегали, оставляли и т.д.) в Детстве — это вернуться назад к тому времени экспериенциально и помочь той части вас исцелиться». На второй вопрос мы ответши, например, так: «Это не ваша вина в том, что в Детстве ваши потребности не были удовлетворены. Маленькие дети не являются «плохии», когда они пытаются уДовлетворить свои здоровые нормальные эмоциональные потребности», или: «Это то, как вы относитесь к режиму Уязвимого ребенка других членов группы?» Часто пациенты отвечают — «нет», что позволяет нам сказать: «Ваш маленький ребенок так же Достоин любви и заботы, как и все мы. Я Думаю, что
сессии
прямо сейчас мы слышим голос режима Карающего критика (КК), и мы не допустим никакого КК здесь, когда мы работаем с РУР. Нам нужно выкинуть эти сообщения УЖ отсюДа».
Связь с РУР сначала достигается с помощью образов безопасности (в ходе сессии экспериенциальной работы 1), затем «сообщениями Хорошего родителя» (в сессии, посвященной экспериенциальной работе с режимами 2) и, наконец, рескриптингом. Он позволяет нам встретиться с РУР в его/ее детских воспоминаниях и переписать концовку таким образом, чтобы удовлетворить базовые эмоциональные потребности. Мы начинаем с ситуаций, в которых маленькому ребенку нужен был Хороший родитель, чтобы удовлетворить базовые эмоциональные потребности, но рядом никого не было. Пациент начинает чувствовать детскую боль, которая в некотором смысле застыла в РУР, а с помощью рескриптинга у нас появляется возможность создать новый опыт и новое воспоминание. Обычно в рескриптинге пациенты получают опыт защиты ребенка, утешения его/ее или опыт, когда защищающая фигура настойчиво просит ДКрР остановиться, потому что никто не должен обращаться с ним/ней таким образом, а затем переносят ребенка в воображении в безопасное место. Со временем воспоминания о детстве ослабевают, поскольку пациент испытывает удовлетворение базовых эмоциональных потребностей. Пациенты начинают чувствовать и понимать законность потребностей своего маленького ребенка и «хорошесть» этой части. Они понимают, что детские раны могут заживать. РУР всегда может активироваться в ответ на триггеры, связанные со схемами покинутости, эмоциональной депривацией и ожидания жестокого обращения, но целительные вложения, которые не были сделаны тогда, все еще могут быть сделаны сейчас, благодаря удивительной пластичности мозга. Другой способ, благодаря которму происходит изменение схем и режимов, это создание так называемых эмоциональных «антидотов» (альтернативных более здоровых убеждений). Многие эмоционально коррегирующие переживания для режима Уязвимого ребенка происходят в ответ на эмоциональную валидацию, принятие, доброе отношение и уважение в группе. Этот опыт создает чувство нужности, которое противоречит ранним дезадаптивным схемам, которые развивались из базовых эмоциональных потребностей в принятии и ВаЛИ№ЦИИ, неудовлетворённых в детстве.
Мы не говорим о возможности удовлетворения потребностей пациентов их собственным РЗВ до тех пор, пока они не испытают чувство защищенности, комфорта, валидации, принятия и любви в безопасной атмосфере и опыта здоровой семейной среды группы. Только после того, как этот пропущенный шаг в формировании безопасной привязанности и эмоциональном развитии был сделан, и Хороший родитель был интернализирован, пациенты могут начинать пробовать удовлетворять потребности своего УР. Вопрос о том, кто входит в рескриптинг, чтобы изменить воспоминание (например, чтобы защитить ребенка), является очень важным. В других подходах когнитивной терапии (например, DBT; Linehan, 1993) предполагается, что у пациента уже
есть Здоровый взрослый, и с самого начала этой работы терапевты стремятся к самостоятельности пациента. Как обсуждалось в предыдущих главах, в схема-терапии, как индивидуальной, так и групповой, мы действуем иначе. Моделирование Здорового взрослого и Хорошего родителя для РУР терапевтом и интернализация, которая происходит в рамках ограниченного родительства (репарентинга) и работы с воображением, являются критическими шагами в СТ, которые запускают развитие РЗВ.
Групповое упражнение 1: УСМ 1 — Переписывание Детского опыта терапевта
Мы начнем с того, что привеДем вам пример того, как Т1 выполняет рескриптинг, рассказывая о ситуации из его/ее Детства, когДа ему/ей нужен был Хороший роДитель, а в этой роли никого не было. Мы попросим вас наблюдать за ситуацией.
Использование самораскрытия позволяет пациентам сначала на некотором расстоянии представить себе детскую ситуацию терапевта, что облегчает их собственное самораскрытие. Это демонстрирует им то, как именно мы делаем рескриптинг, что снижает тревожность. Это упражнение также демонстрирует, что у всех нас есть режимы, что может заставить терапевта казаться более реальным и подлинным, таким образом укрепляя связь с ним.
сессии
снежный шар, который я мог/могла купить за Доллар, но когда я поДнял/а его, он выскользнул из рук и я уронил/а его. Шар разбился и стекло разлетелось повсюду. Владелец магазина кричал на меня и заставил меня заплатить один Доллар за испорченный шар. Моя мама была там и не сделала ничего, чтобы помочь или защитить меня. Я был/а опустошен, но не плакал, потому что мы были с МОИ ДяДей и моими Двоюродными братьями, и я был/а смущен/а. Я чувствовал/а себя плохим ребенком. Мне казалось, что я совершил/а ужасную ошибку. Эта ситуация также дала мне понимание того, что я буду совершенно оДин/оДна, если у меня возникнут какиелибо проблемы в Дальнейшем.
В групповом обсуждении пациенты делятся своими впечатлениями о том, что наблюдали. Второй терапевт задает группе такие вопросы, как:
З. Как вы Думаете, что чувствовал маленький ребенок Т] и что ему/ей было нужно?
4.. Что бы хороший роДитель сделал по-другому?
Поощряйте их задавать любые вопросы об опыте рескриптинга. Т 1 также сообщает группе, что эта ситуация связана с проблемой среднего уровня в настоящем.
матично). О, Т 1, дорогая, ты в порядке? Позволь мне убрать тебя подальше от осколков разбитого стекла. Бедная малышка, тебе больно где-нибудь? Не волнуйся, все в порядке, это всего лишь случайность. [Торговцу твердо:] Остановитесь - не кричите на мою маленькую девочку! Разве вы не видите, что она расстроена, она ребенок, и вы не имеете права на нее кричать? Если вы хотите, вы можете обсудить со мной эту ситуацию. Я ее мать, и я буду нести ответственность за любой ущерб. [Т 1] Все в порядке, дорогая, ты не сделала ничего плохого, это была случайность. Я знаю, что ты действительно хотела этот снежный шар, я тоже думаю, что он симпатичный. [Продавцу:] Вот 2,00 доллара. Один доллар за сломанный и один за новый, который я попрошу вас принести для маленькой девочки. Продовец вытаскивает новый шар из-под витрины — и он выскальзывает у него из рук и разбивается. [Т2 в роли Хорошего родителя говорит:] Видишь, со всеми нами могут произойти подобные неприятные случайности. [Продавцу] Я надеюсь, что у вас есть еще один шар, но если нет, то мы купим его в сувенирном магазине по-соседству.
Группа и терапевты выходят из рескриптинга и обсуждают то, что они наблюдали. Важно подчеркнуть, как поступил Хороший родитель, и обратить внимание на совсем другие реакции у Т 1, когда Т2 сыграла роль матери. Т 1 делится тем, каким рескриптинг был для него/нее. Шутка, которую мы добавили в конце, не обязательна. Мы добавляем её, чтобы показать, что у нас есть некоторая игривость, чтобы уравновесить выполнение трудной работы; многим пациентам нравится эта часть.
Групповое упражнение 2: РУР 1 — Рескриптинг всей группой
Переходя к рескриптингу воспоминаний пациентов, мы начнем с короткого воспоминания, в котором терапевт входит в рескриптинг, в то время как пациент наблюдает за взаимодействием терапевта с РУР.
Оценивая невербальные реакции, мы оставляем группу на две минуты или останавливаемся раньше, если видим слишком много явных стра-
даний. В этой работе на раннем этапе мы хотим, чтобы пациенты осознавали, что могут на короткое время допускать неприятные воспоминания и не быть полностью подавленными этим.
Мы стараемся, чтобы все поделились чем-то из своего опыта. Если ктото не может, предложите, чтобы они попробовали что-то вспомнить, пока мы говорим, и они могут смело добавлять воспоминания позже. Далее мы возвращаемся к неприятному образу в рескриптинге. Если кто-то поднял тему насилия или травмы, попросите его вернуться к тому моменту, когда пока ещё ничего не случилось.
Хорошо, вернитесь к этому образу всего на минуту или две и Действительно осознайте, что вам нужно, как этому маленькому ребёнку.
Итак, теперь кратко расскажите нам о своем воспоминании - кто был там, сколько вам лет и так Далее. Каковы были ваши потребности ? Мы поощряем проДолжать использовать язык «Я-сообщений». Вернитесь сейчас к тому же воспоминанию, что и ваш маленький ребенок. БуДьте этим маленьким ребенком.
Теперь преДставьте, что я вхожу в воспоминание, чтобы дать все, что нужно вашему маленькому ребенку. Какши бы ни были потребности вашего ребенка, я удовлетворяю их. Попытайтесь просто получить опыт удовлетворения потребностей вашего маленького ребенка. Знайте, что я ничего не буду просить взамен и это абсолютно ничего не стоит. Вы маленький ребенок, который нужДается в заботе, заслуживает уДовлетворения его/ее потребностей, и я даю это вам. Я знаю, что ваши мама и папа не всегда понимали вас и не осознавали, что вам нужна любовь, забота, защита и так Далее. Важно, чтобы вы поняли, что вы заслуживали этого - как все Дети. Тот факт, что окружающие вас взрослые не могли дать это вам, не означает, что вы не нужДались в этом и не заслуживали этого. Маленькая Детская часть вас - это та часть, которая испытывает эмоциональную боль. Маленькому ребенку нужно чувствовать некоторую заботу и утешение, которых он/она не получил, чтобы излечиться и не чувствовать себя таким раненным. КогДа это произойдет, вы не буДете чувствовать так много боли. Рескриптинг является способом Достичь ранних воспоминаний и исправить ощущения неправильности, которые прихоДят из раннего Детского опыта. Вы не были плохими или неправильными, но вы так Думали, и это неправильно. Вы должны были быть защищены. Мы все знаем, что дети должны быть защищены.
[Раздайте квадратные кусочки мягкого флиса.]
Флис, который мы даем вам сейчас, предназначен для вашего маленького ребенка. Он преДставляет мягкость и комфорт, которые мы хотим вам дать и которые вы заслуживаете. Используйте его, чтобы вспомнить нашу работу с вашим маленьким ребенком. Пусть он преДставляет потребности, удовлетворения которых ребёнок заслуживает.
Теперь, когда вы откроете глаза, постарайтесь, чтобы ваш маленький ребенок был здесь, и примите его в круг ваших маленьких друзей, которые у васзДесь есть. Это друзья, которые не будут преднамеренно причинять вам боль и которые знают боль, которую вы несете и с которой боретесь. [Дайте несколько минут.]
Поговорим о том, что вы испытали.
После каждого воспоминания мы обсуждаем полученный опыт всей группой. Это обсуждение представляет собой интеграцию когнитивных и экспериенциальных аспектов работы в рескриптинге. Терапевт поддерживает общую идею о том, что с ребенком плохо обращались, он не заслужил такого отношения, что он не плохой, что родитель ошибался, когда был так жесток с ребенком, и так далее. Спросите о появлении любого мешающего режима, например, сообщениях КК, Отстраненного защитника и пр.
Домашнее задание для всех сессий рескриптинга состоит в том, чтобы попрактиковаться в возвращении к рескриптинку. Мы даем пациентам простую форму для этого задания, так как мы обнаружили, что если этого не сделать, с большой вероятностью задание будет забыто. Мы также хотим, чтобы пациенты собирали доказательства в пользу действенности рескриптинга.
Задания для сессий, посвященных экспериенциальной работе с режимами З и 9 - РУР 1 и 2: Практика:
З. Позвольте себе представить или увидеть эту сцену так, как вам о 4. Если было режим бы важно Карающего и нужно.критика будет вносить какие-либо помехи, представьте, как вы отправляете его в воздушном пузыре в космос, или поместите КК под стеклянный купол, через который не будет проходить звук.
Напишите о результате и о том, что вы делали:
О
Работа, посвященная экспериенциальной работе с режимами, Сессия 9: РУР2 Начните сессию с обычного позитивного приветствия и попросите пациентов убедиться, что они наладили связь со своим образом безопасного места. Мы предлагаем чаще использовать эту технику как один из способов, с помощью которых пациенты учатся эмоциональной регуляции и совладанию со стрессом.
Групповое упражнение 1: РУР 2 - Маленький ребёнок один на улице
Следующее упражнение, направленное на работу с воображением, мы используем и как способ оценки отношений между пациентом и режимом Уязвимого ребенка (УР), и как путь развития некоторого сострадания к этому ребенку. Это также первый шаг к тому, что пациент начинает знакомиться со своим режимом Хорошего родителя, который мы рассматриваем как часть режима Здорового взрослого (РЗВ); именно он в конечном итоге будет заботиться о его/ее УР.
Примерный сценарий терапевта:
З. Вы решили забрать его к себе домой, чтобы позвонить в полицию и помочь найти его семью. Он очень охотно идет вместе с вами за руку. Ребенок перестает плакать и улыбается вам.
В последующем обсуждении перечислите различные навыки Хорошего родителя, которые пациенты использовали по отношению к этому маленькому незнакомцу. Затем попросите их снова закрыть глаза и послушать описание следующего образа.
В этой точке в процессе интернализации мы действуем как тренеры Хороших родителей там, где это необходимо. Если некоторые пациенты испытывают трудности с заботой о маленьком ребенке, вы можете повторить это упражнение и пойти вместе с ними, чтобы научить их заботится об УР. Придумайте утешительные слова, шаль, в которую можно закутать ребенка, подскажите, как его можно укачивать, напоить горячим чаем или посоветуйте любое другое поведение Хорошего родителя, которое приходит вам в голову.
В редких случаях пациент говорит, что в нём нет Хорошего родителя. Мы просим таких пациентов войти в эту ситуацию снова и посмотреть на нас; предложить, чтобы они смотрели на то, что делает терапевт и могли начать строить своего Хорошего родителя. Мы видим, что Хороший родитель пациента - это представление обо всех хороших отношениях, которые были у него в течение всей жизни, включая отношения с терапевтами и тот опыт, который они получают от нас в рамках ограниченного родительства в терапии. Хороший родитель - это строительный блок РЗВ. После каждой работы с воображением мы проводим групповое обсуждение полученого опыта, чтобы интегрировать когнитивный и экспериенциальный аспекты работы. Терапевт поднимает определенные темы, чтобы поддержать общую идею о том, что с ребенком плохо обращались, он не заслуживал такого отношения, он не плохой, родитель ошибался и ему не следовало быть таким жестоким с ребенком, и так далее.
Все ли вы помните сессию с режимом УР шесть неДель назад, когда мы переписывали воспоминание из моего Детства, когда мне нужен был Хороишй роДитель, и никого не было рядом? [Напомните некоторые детали, если это необхоДшо.] Напомнил ли этот пример из моей жизни кому-либо о подобном опыте, в котором вам нужен был Хороший родитель, а рядом никого не было? [Небольшое обсуждение примеров.] Хотел бы один из вас, чтобы мы поработали над вашей ситуацией так же, как мы работали с моей? [Обычно кто-то откликается. Если нет, вы можете слегка поДтолкнуть, спросив одного из пациентов, привеДших пример, не хочет ли он работать над ним.] Хорошо, мы пройДем те же шаги, что и в моём примере.
З. Хорошо, теперь вернитесь назаД в воспоминание, и я буду использовать план Действий Хорошего роДителя. Мы хотели бы, чтобы все участники позволили своему УР принять успокаивающие и утешительные слова и образы, которые я скажу.
4. Пусть все выйДут из ситуации и обсуДят свой опыт; начинать слеДует с пациента, который преДложил свою ситуацию.
4.6.4 Сессии по работе с режимом СерДшпого/Импульсивного ребёнка (ЕМИГ-АСМ 4&10)
Сеансы экспериенциальной работы 4 и 10 сфокусированы на режимах Сердитого и Импульсивного ребёнка. Фокус направленности на конкретный режим зависит от их наличия в вашей группе пациентов с соответствующими режимами. Группа должна быть безопасным местом для Сердитого ребенка, чтобы проявить гнев. Важно не направлять гнев на пациента в режиме Уязвимого ребёнка. Используются различные методы выражения гнева, которые подробно описаны в заметках терапевта. для ролевого проигрывания режима Сердитого ребёнка необходимо убедиться, что все пациенты чувствуют себя относительно безопасно, или подумать, какие еще меры можно предпринять для укрепления чувства безопасности (например, пациенты находятся за терапевтами, за стеной подушек).
Экспериенциальная работа с режимами: Сессия 4 - СР/ИР 1
Гнев очень пугает многих пациентов. Он ассоциируется с травмой, насилием, болью и страхом даже при простом упоминании. Приглашение участвовать в игре, помотающей справиться с гневом, встречается пациентами с большой нерешительностью, неуверенностью и скептицизмом. Тем не менее, такие игры, как перетягивание каната, топание и лопание воздушных шариков являются безопасным и эффективным способом избавления от гнева. Пациенты начинают осознавать, что движение и игра являются хорошими инструментами для освобождения от гнева, и это намного лучше, чем отрицание его как такового. Издавать звуки, вроде конкурса на лучший звук коровы, или самое громкое хрюканье свиньи — это игры, которые безопасны и забавны. Это может быть начальным шагом для пациентов, чтобы заявить о себе. Умение говорить «Стоп» и «Нет», когда они чувствуют гнев, можно развить с помощью игры. Со временем пациенты обнаруживают, что, когда они злятся, ничего плохого не происходит, что они могут контролировать выражение своих чувств и контролировать свои действия. Упражнения, приведенные ниже, можно использовать для снятия гнева или разочарования, а также для повышения уровня энергии, когда группа «закрылась».
Анонсируя тему «Гнев» или «Работа с гневом», вы можете начать с вопроса: кто из вас когДа-либо веселился от гнева? Этот вопрос обычно приносит тишину в комнату или вызывает неДоверие. В любом случае, вы можете ответить: ОК ... поДнимите руки, кто из вас попаДал в беду из-за вашего гнева. Большинство поДнимет свои руки. Признайте это с поклоном или скажите: «вау!». Итак, сегодня мы рассмотрим способы поразвлечься с гневом, и я хочу, чтобы все встали.
Чтобы держать всех участников группы включенными, а также чтобы снизить вероятность того, что у пациентов в ответ на выражение гнева у других сработают триггеры (то есть они услышат или увидят, как проявляется чужой гнев), мы предлагаем им роль чирлидеров, когда они напрямую не участвуют в упражнении. Это «включает» группу и добавляет немножко веселья. В этом упражнении всегда есть много проигрывания, ворчаний и стонов. Приветствие пациентов делает их активными и сосредоточенными на происходящем.
Мне нужны два Добровольца. [Дайте каждому конец большого полотенца.] Теперь, когда я Досчитаю до трех, я хочу, чтобы вы Достаточно сильно потянули и смогли поДнять Другого с его/ее стула. Есть одно правило — как только кто-то начинает поДниматься со стула, СТОП. У остальных из вас тоже есть роль. Эта половина будет болеть за пациента А, а эта половина - за пациента Б. Я хочу, чтобы вы громко болели за своего участника, говоря такие слова, как: «Давай, Бренда, Давай» и «давай, ЛинДа, Давай» или «Тяни, тяни». Мне также нужны двое из вас в качестве наблюдателей на случай, если «борцы» увлекутся и встанут с кресел — вам нужно будет напомнить им, чтобы они сиДели, и наблюдать, чтобы они не паДали. [После того, как все на месте:] Хороию, вы готовы? 1, 2, З - ВПЕРЁД.
После этого упражнения спросите участников, как они себя чувствовали, выполняя это упражнение, и каково это - слышать аплодисменты. Спросите чирлидеров, что они чувствовали, подбадривая участников. Если позволит время, пусть каждый выполнит упражнение. Другой вариант - объединить участников группы в команды. Спросите отзывы у
тех, кто поучаствовал в этом упражнении. Вы можете указать, что мышцы, используемые для освобождения от гнева в игре на перетягивание каната, - это те же мышцы, которые мы используем, когда сдерживаем гнев или проявляем физическую агрессию. Часто, когда человек подавляет свой гнев, задействуются определенные группы мышц, такие как плечи, руки, мышцы спины или челюсти. Эти упражнения могут помочь в снятии напряжения тела в этих местах. Как правило, в конце упражнения доброволец чувствует себя более заземлённым и если он/она начал выполнять упражнение разозленным, то уровень злости понижается.
Групповое упражнение 2: СР/ИР 1 - Изготовление и бросание мяча из бумаги
(Необходимо: две старые телефонные книги, салфетки для рук, корзина для мусора)
[Разделите группу на две команды и дайте каждой команде старую телефонную книгу]
Часть первая: работайте в команДе и попытайтесь побеДить другую команДу, сделав наибольшее количество мячей; используйте четырепять страниц телефонной книги для кажДого мяча. У вас будет три минуты. На счет З, поехали! [Объявить победителя.]
Часть вторая: оставайтесь в той же команДе. У кажДой команДы должно быть как минимум 12 мячей. Участники кажДой команДы будут поочередно бросать мячи в корзину. Команда с большим числом удачных бросков побеждает. *Бросать мяч недоминантной рукой*
Групповое упражнение З: СР/ИР 1 — Воздушные шары
Это упражнение для выражения гнева также может быть использовано, когда динамика группы «падает». Дайте каждому воздушный шарик и попросите членов группы представить, что они заполняют этот шарик своими сердитыми чувствами или мыслями (или вещами, которые препятствуют их движению вперед), но не завязывайте шарик. На счет З каждый поднимает руку и выпускает воздушный шар. Воздушные шары летают по комнате, вызывая смех у участников. Лёгкое выражение гнева все равно оставляет пространство для более приятных ощущений.
Шарики нужны для трёх следующих упражнений.
Групповое упражнение 44: СР/ИР 1 — Лопаем шары
дайте кажДому воздушный шар, чтобы он мог его наДуть и завязать. Поместите воздушный шар перед вашим стулом. Оставайтесь на месте; попробуйте лопнуть шар ногами. Заткните уши, если звук не нравится.
Надув и завязав свой воздушный шар, положите его на пол перед собой. Лопните его из положения стоя.
Групповое упражнение 5: АСМ 1 - Создание образа режима СерДитого ребёнка
(Необходимо: старые журналы, ножницы, клей и доска)
Попросите участников группы просмотреть журналы, сосредоточившись на поиске картинок и слов, подходящих для режима Сердитого ребёнка. Каждый пациент может создать коллаж режима, который представляет их СР, используя картинки и слова. Дайте пациентам около 30 минут на это упражнение.
Вернитесь в группу, преДставьте свой коллаж и расскажите нам немного о своем опыте его созДания - мыслях, чувствах, если вы знали о СР- какое влияние это Действие оказало на него/нее?
|
|
Сессия экспериенциальной работы 10: СР/ИР2
Режим Сердитого ребёнка отражает врожденную реакцию на неудовлетворенную потребность. В этом режиме человеку должно быть позволено высказываться и быть услышанным в разумных пределах. Важно, чтобы мы дали понять пациентам, что мы не боимся их гнева и что мы установим ограничения на насилие, если они не смогут этого сделать. Это обнадеживает пациентов, которые боятся собственного гнева, так как ранее они видели, что гнев может быть грубым и неконтролируемым, причинять физический вред. Это также обнадеживает пациентов, которые боятся проявлений гнева у других людей из-за опыта жестокого обращения или насилия в своих семьях. Наши пациенты часто удивляются: «Мы имели дело с конфликтом, и никто не был убит!»
Групповое упражнение 1 : СР/ИР 2 — Толкаемся спинами
Участники группы делятся на пары так, чтобы партнеры были примерно одного роста.
одна пара начинает упражнение. Из оставшихся участников половина будет болеть за «Х», а другая половина будет болеть за «У». На счет З начните толкаться спинами; не задействуйте ягодицы, попробуйте толкать Другого человека только спиной, пока он не сДвинется с места.
[* Нужны наблюдатели.]
Групповое упражнение 2: СР/ИР 2 - Лицо Карающего критика
Каждому участнику дают воздушный шарик и просят его надуть. Затем предлагают нарисовать на нем маркерами лицо своего режима Карающего или Требовательного критика. После того, как все участники заканчивают работу, им говорят, что они могут бросать воздушные шары друг к другу, пытаясь сначала удержать в воздухе все шарики, которые приближаются к ним. Делайте это в течение примерно 12 минут, а затем дайте инструкцию, что люди могут делать все, что они захотят, с этим шариком. Уделите этому около 5 минут, затем соберите группу в круг и обсудите, что они решили делать с воздушным шаром, что это значило для них и как они себя чувствовали, делая это. Спросите о любой активности родительских режимов во время упражнения.
Групповое упражнение З: СР/ИР 2 — Разбивая «яйца»
Это упражнение с использованием воображения. Мы просим группу представить, что им дали десяток яиц. На счет З они представляют, как бросают яйца в стену, наблюдают, как желток стекает по стене, видят пятна, и прочий беспорядок, который появляется. Дискуссия: какие мысли и чувства у них возникают?
(Альтернативное упражнение) Сессия экспериенциальной работы
10 СР/ИР 2. Групповое упражнение 4: Лопаем шары всей группой
Групповое упражнение 5: АСМ 2 - Ролевая игра с режимом
Альтернативный вариант упражнения, который можно использовать в зависимости от потребностей вашей группы, состоит в том, чтобы сделать ролевое проигрывание дисфункционального копинг-режима и позволить СР быть в центре внимания.
Можно устроить, чтобы СР взаимодействовал с КК, с ДКР. Один паЦИеНТ может сыграть роль Здорового взрослого и Хорошего родителя и попробовать взаимодействовать с СР из этой роли. Разные режимы СР у ваших пациентов обеспечат разнообразие проигрывания.
46.5. Сессия с режимом Счастливого ребёнка (EMW 5&11)
Основная цель экспериенциальной сессии для режима Счастливого ребёнка заключается в том, чтобы пациенты получили опыт игры, в котором открывали бы, что им нравится и не нравится, просто имели возможность повеселиться. Поведение пациентов часто бывает ригидным из-за сообщений дисфункЦИОНиЬНЫХ критикующих режимов. В СТ игра - это мощный инструмент, который помогает травмированным и эмоционально обделенным пациентам
Экспериенциальная работа с режимами: Сессия 5: РСР 1
Вот несколько советов о том, как активировать режим Счастливого ребёнка (РСР). Не стесняйтесь делать так, как нравится и подходит именно вашей группе пациентов, создавайте свои способы. Если вы действительно придумываете свои способы, пожалуйста, отправьте нам любые упражнения, которые хорошо себя зарекомендовали, так как мы всегда ищем новые идеи. Пациентам может быть так же трудно включаться в игру и веселье, как и делать другие экспериенциальные техники. У пациентов могут включаться дезадаптивные критикующие режимы или даже дисфункциональные копинг-режимы. Когда указанные режимы включаются, важно обсудить это и вмешаться, чтобы изгнать критиков из этой сессии или обойти ДКР. Таким образом, работа с режимом Счастливого ребёнка может включать в себя как работу с мешающими режимами, так и веселье.
То, насколько вы подготовили почву для проведения упражнения, во многом обеспечивает его успех или провал. Имейте в виду, что если вы не уверены или сомневаетесь в упражнении, ваши пациенты, несомненно, это почувствуют. Поэтому будьте энергичны и полны энтузиазма при представлении упражнения. Мы обнаружили, что более эффективно «пригласить группу выполнить упражнение», а не спрашивать их, «хотели бы они выполнить упражнение».
[Начало:] Я так рад виДеть твоё улыбающееся лицо и твои сверкающие глаза. Слышать твой чудесный смех и то, как он заставляет всех вокруг присоеДиниться. Мне нравится звук твоего смеха, когда он идет из глубины твоего живота. Мне нравится, как твой Детский голос меняется в тоне, когда ты волнуешься. Я люблю все твои вопросы. Ты умный и интересный маленький ребенок. Ты очень ценен и заслуживаешь того, чтобы быть счастливым, веселиться и играть. Большое вам спасибо за то, что поДелились своим чудесным Счастливым ребёнком со мной.
Групповое упражнение 1: РСР 1 - Творческие весёлые занятия
Групповой талисман
(Необходимые предметы: любые вещи или материалы для рукоделия, старые шляпы, предметы одежды, шарфы, ткани и т.д.)
Используя любые материалы, работайте вместе, чтобы создать групповой талисман. Ваши групповые правила определяют, что и как можно делать. В некоторых группах из материалов может быть доступны только пластилин или глина. В других условиях возможен более широкий выбор. Если арт-терапевт является частью вашей команды, мы предлагаем пригласить его на эти сессии. Арт-терапевты могут быть готовы помочь психотерапевтам в проведении такой сессии и/или могут разрешить провести ее в своем рабочем пространстве.
сессии
Игра с режимами
(Необходимо: старые журналы, ножницы, клей и доска) Попросите пациентов просмотреть журналы, обращая внимание на картинки и слова, подходящие для Хорошего родителя. Каждый пациент может создать коллаж режимов, используя картинки и слова, представляющие Хорошего родителя, который будет поддерживать режим Счастливого ребёнка. Дайте пациентам около 30 минут на это упражнение.
Вернитесь в группу, преДставьте свой коллаж и расскажите нам немного о своем опыте его созДания - мыслях, чувствах, если вы знали о счастливом ребенке — какое влияние это Действие оказало на него/нее?»
Групповое упражнение 2: РСР 1 - УДовольствие для режима
Счастливого ребёнка в упражнениях с воображением
СДелайте глубокий вдох и внимательно послушайте мою историю. Позвольте себе стать частью происходящего как если бы вы были ребенком 6 лет. Обратите особое внимание на мои инструкции и ваши чувства во время участия. [Начните упражнение:] О, как приятно виДеть всех вас сегодня. У меня очень большой сюрприз для всех вас. Мы отправляемся в приключение в огромный магазин игрушек, самый большой в мире. Вот это да! Я вижу, как это вас взволновало. Я тоже взволнован. Как только мы Доберемся до магазина, у вас будет три минуты, чтобы выбрать две игрушки, которые вы всегда хотели. Вам не нужно беспокоиться об оплате, потому что я выиграл в лотерею и хочу побаловать всех вас. Хорошо, время пошло, и первая комната, в которую мы заходим, это комната с мягкими игрушками. Боже мой! Посмотрите на размер этой панДы, она выгляДит почти как настоящая! Мишки любого размера, и они выгляДят такими мягкими, жирафы, щенки и котята, здесь так много разных мягких игрушек любых размеров! Осталось всего две минуты, чтобы выбрать свои игрушки. Я вижу, как некоторые из вас убегают в игровую комнату, и я слышу много смеха и хихиканья. О, посмотри! Есть кукольная комната с большими и маленькими куклами - Барби, фарфоровые куклы в старинных костюмах, маДам Александра, всё, что возможно. здесь есть комната с трансформерами, машинки на батарейках, самолеты и грузовики, научные наборы, фокусы и так много книг! Кто-то просто помчался в комнату Диснея. одна минута, чтобы уйти. Быстрее быстрее! ВОТ ЭТО ДА! Похоже, что всем удалось выбрать две игрушки. давайте вернемся в нашу групповую комнату и поговорим о том, что вы выбрали, почему и какие чувства и переживания всм уДалось заметить. Сменился ли режим?
Вы можете добавить столько забавных воображаемых приключений, сколько пожелаете, по аналогии с форматом в описанном выше примере. Мы включаем одно упражнение в каждую сессию с режимом Счастливого ребёнка. Мы хотим, чтобы у пациентов возникали позитивные образы, когда они будут в этом нуждаться, когда им нужно будет уравновесить болезненные воспоминания. Мы даем им терапевтическое задание - практиковаться, вызывая позитивные образы.
Экспериенциальное задание 5 — РСР 1 : Образы для режима Счастливого ребёнка О Тренируйтесь вызывать любые позитивные образы веселья, игр, счаст ливых впечатлений от сессии экспериенциальной работы в режим Счастливого ребёнка.
О |
Групповые сессии
Экспериенциальная работа с режимами: Сессия 11 - РСР 2
Групповое упражнение 1 : РСР 2 - Творческие упражнения
(Необходимо: вещи для рукоДелия, обувные коробки, Декоративная бумага, цветные каранДаши, маркеры, лента, ножницы, клей, кнопки, наклейки)
СунДук сокровищ
Используйте обувную коробку и попросите участников группы украсить коробку имеющимися предметами. Объясните, как можно использовать коробку для хранения сувениров из групповой работы или небольших предметов, которыми они дорожат. Участники наших групп регулярно делают эти коробочки, которые потом используют для хранения сокровищ своего «маленького ребенка». Эти коллекции состоят из маленьких гладких камней или кусочков ракушек из поездки их терапевтов на пляж, цветных карандашей, жевательной резинки, картинок, ароматических мешочков, открыток и пр. Терапевты и пациенты пишут позитивные аффирмации на карточках. Пациенты делают подарки друг для друга, кассеты с расслабляющей музыкой, закладки для книг и т. д., и все они служат переходными объектами. Коробочка - это ресурс, который пациенты могут использовать для успокоения; они могут смотреть на «сокровища», есть конфеты, пускать мыльные пузыри и так далее. Коробочка может использоваться, чтобы вызвать Счастливого ребенка или утешить Уязвимого ребенка. Пациенты сообщают, что использование этого ресурса помогает им научиться утешать своего «маленького ребенка». Из режима Здорового взрослого они могут утешить «маленькую детскую часть», читая открытку из коробки, рассказывая ему/ей о предметах в коробке и почему они имеют особенное значение, как если бы рассказывали это маленькому ребенку, слушать кассеты и так далее. Мы подчеркиваем для пациентов, что невозможно заново провести детство, но можно, как взрослый, реагировать на неудовлетворенные потребности режима Уязвимого ребёнка.
Некоторые пациенты боятся сундука с сокровищами, потому что он активирует режим Карающего критика. Мы признаем их право на это, и как Хорошие родители предлагаем сохранить коробку для них, пока они
не уменьшат силу мешающего режима. Вы также можете использовать образы, подобные приведенным ниже, для работы с КК.
Групповое упражнение 2: РСР 2 — Упражнение по изгнанию
Дисфункционального критикующего режима в воображение
Сейчас будет немного времени для (впишите имя), чтобы поиграть и повеселиться, быть свободным и исследовать мир вокруг, заявить, что вы счастливый маленький ребенок. Все дети заслуживают этого времени. Ты не позволял Делать этого, когда (пациент) был ребенком, но ты не можешь команДовать сейчас. На самом деле я хочу, чтобы ты ушел отсюДа. Разве ты не виДел на двери табличку с наДписью «НЕ ДОПУСКАЮТСЯ ГРУБЫЕ КРИТИКУЮЩИЕ РЕЖИМЫ. ОХРАНЯЕТСЯ ПОЛИДИЕЙ РЕЖИМОВ». так что ВЫХОДИ за дверь и не возвращайся - тебе здесь не место.
ОК, дети, это место снова ваше. Бегайте, пропускайте через себя все, что происхоДит, играйте, исследуйте игровую комнату сколько хочется. Эти 90 минут только для вас. Устройте игру, если хотите, и кажДый сможет к ней присоеДиниться, и мы, терапевты, тоже. У всех нас есть режим Счастливого ребёнка, который Должен веселиться и знать о том, что он/она любит и не любит.
Групповое упражнение З: РСР 2 — Образ дома мечты для Счастливого ребёнка
Все сДелайте глубокий вдох, закройте глаза и найДите минутку, чтобы присоеДиниться к своему Счастливому ребенку. Прислушайтесь к моим словам и услышьте их. [Начало:] В дверь постучали и, когда мы открыли ее, мы увиДели большую коробку, на которой написано: «Всем счастливым Детям в этой комнате». Давайте откроем ее вместе, и посмотрим, что там внутри. Ух ты! Это красивый миниатюрный кукольный домик. Но поДожДите! Есть записка. [Пусть ваша группа превратит этот дом в дом мечты, где у каждого будет
Групповые сессии
О |
Экспериенциальное задание 11 — РСР 2: Позвольте Счастливому ребёнку играть 1. Сейчас у вас будет понятное и простое задание: делайте что-то исключительно для развлечения. Если вам понравилось какое-то задание из групповых сессий по работе с режимом Счастливого ребенка — можете повторить его. Делайте это в течение, как минимум, 20 минут.
|
своя комната, чтобы обставить и украсить её по своему усмотрению. для каждого из вас есть отдельная комната.]
Пойдем в миниатюрный магазин и выберем преДметы, которые вы хотите Добавить в свои комнаты. Выберите цвет краски или обои. Выберите мягкий коврик. Не забуДьте большие пушистые напольные подушки и сундук для игрушек. Может быть, вам хочется мольберт хуДожника или стол для скрапбукинга или работы с глиной? Теперь пришло время получить игры и игрушки, чтобы заполнить вашу комнату. Что вы выбрали? Я не могу ДожДаться, чтобы увиДеть ваши комнаты, когда они будут закончены.
Суммарно упражнение занимает десять минут. Попросите всех возвращаться, чтобы рассказать о своей комнате и обсудить то, что происходило с участниками.
46.6. Сессии режима ЗДорового взрослого (EMW 12)
На каждой сессии режима Здорового взрослого уделяется некоторое время, когда у пациентов есть возможность сыграть РЗВ в рамках ролевого проигрывания. Другим важным моментом в экспериенциальной работе с РЗВ для пациентов является закрепление их опыта собственной компетентности и опыта положительной обратной связи, которую они получают от других участников группы и терапевтов, в материальном объекте, который может послужить стимулом для повторного переживания этого опыта в будущем. Мы используем то, что мы назвали «личным браслетом». Это также может быть брелок или любой другой декоративный предмет. Мы обнаружили, что браслет является мощным напоминанием об опыте ценности, принятия и принадлежности к группе. Это было полезно для некоторых из наших пациентов, у которых были особенно сильны схемы стыда, дефектности и ДРР. Мы полагаем, что у некоторых наших пациентов по-прежнему есть эти браслеты, иногда они носят их на руке или с собой в сумочке или кармане.
Экспериенциальная работа с режимами: Сессия 6 - РЗВ 1
ЗДравствуйте, я рада, что вы все здесь, и я рада вас виДеть. Как вы знаете, это группа экспериенциальной работы. Сегодня мы собираемся выполнить ряд упражнений, связанных с режимом Здорового взрослых (РЗВ). РЗВ играет важную роль по отношению ко всем другим режимам. для режима Уязвимого ребёнка (УР) роль РЗВ заключается в защите, утешении и исцелении, в обеспечении появления Хорошего роДителя, как только запускается режим УР. В режимах Карающего или Требовательного критики (КК или ТК) Здоровый взрослый при необхоДимости несколько раз изгоняет КК, а также моДерирует и Делает более разумным ТК.
Это две роли, с которыми мы будем работать сегодня.
Групповое упражнение 1: РЗВ 1 - Ощущение влияния посланий КК и ТК на УР
[Для этого упражнения терапевты должны подготовить минималистичное изображение лица УР на доске или флипчарте.]
Thaga Tpynnowıe ceccuu cxewıa-mepanuu
5. Ha qmo 37710 6wıo noxwıce? [OMCUÖaeMbte omaembl — 60Jlb, epycmb unu AKP.] Kmo-Hü6yöb 3awıemıu, qmo PejKUM CNRHIUCR, K02öa cöenwıu?
ATO ı--ıauı YP 3acJIY)KMBaevr YCJ1bııııaTb:
Послания от РЗВ для УР:
Экспериенциальная работа с режимами: Задание 6 и 12 - РЗВ 1 и 2: Развитие режима Здорового взрослого о
|
Групповое упражнение 2: РЗВ 1 — Короткое упражнение на заземление
Осознаёте ли вы свой РЗВ сейчас? [Если нет, созДайте образ, чтобы лучше соеДиниться с ним.] Мы собираемся сДелать быстрое упражнение, чтобы прочувствовать наш РЗВ. Встаньте и по-настоящему почувствуйте свои ступни и ноги под собой. Слегка согните колени и почувствуйте свою связь с землей под вами. Сильно вытянитесь и почувствуйте свой взрослый рост. СДелайте несколько глубоких медленных вдохов. Вы все сильные, компетентные люди, которые многое пережили и заслуживают исцеления от прошлого. Почувствуйте свою силу и поДДержку группы вокруг себя.
сессии
|
Выберите, а затем попробуйте на практике, по крайней мере, одва рового из предложенных взрослого». Напишите ниже способов о том, что «укрепления вы выбрали, режима и опишитеЗдосвой опыт в этом упражнении.
З. Держите в руках предмет, ощущайте его запах или смотрите на изображение, которое вызывает у вас приятное чувство или положительную ассоциацию.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Экспериенциальная работа с режимами: Сессия 12 - РЗВ 2
Здравствуйте, я рада, что вы все здесь, и я раД/а вас виДеть. Как вы знаете, это группа экспериенциальной работы. Сегодня мы собираемся выполнить ряд упражнений, связанных с режимом Здорового взрослого (РЗВ). Сегодня мы снова будем работать с ролевой игрой с режимами.
Групповое упражнение 1 : РЗВ 2 - Ролевая игра с режимами
На этот раз мы хотим дать пациентам возможность поиграть в РЗВ и попробовать управлять другими режимами. Это делается с помощью одного из терапевтов, играющих роль помощника РЗВ. Ролевую игру также можно остановить в стратегических точках, когда работает дисфункциональный или дезадаптивный режим, а пациент, играющий в РЗВ, не знает, что делать. Одна из опций РЗВ, которую следует подчеркнуть, — возможность обратиться за помощью. РЗВ может напомнить другим режимам использовать различные навыки и методы, которые он/она уже освоил в рамках терапии.
Пригласите добровольцев для других ролей: одного на роль Хорошего родителя (ХР), одного на роль режима Уязвимого ребенка, одного - для режима Сердитого ребёнка, одного - для Счастливого ребёнка, одного для дисфункционального критикующего режима (пусть пациент выберет КК или ТК), и один или два человека на роль ДКР. Попросите пациента-добровольца взять на себя роль Хорошего родителя. Один терапевт должен взять на себя роль помощника РЗВ и взять на себя задачу направлять и останавливать происходящее, когда необходимо. Другой терапевт может взять на себя роль помощника Хорошего родителя. Такое распределение ролей позволяет терапевтам быть тренерами для пациентов в здоровых ролях. Эти изменения дают пациентам возможность практиковать и чувствовать множество различных режимов.
Итак, помните, что РЗВ - это режиссёр, а все остальные режимы должны слеДовать его/ее инструкциям. Задача Хорошего роДителя состоит в том, чтобы поДДерживать связь с УР при помощи некоторых посланий, которые мы опреДелили как важные на послеДних сессиях. ДКР пытается защитить УР, полностью сосредотачиваясь на том, чтобы не Допускать КК или Ж. Если есть СерДитый или Штульсивный ребенок, он/она ин-
сессии
тенсивно реагирует на неудовлетворенные потребности УР. Итак, Давайте займем наши позиции и приготовимся начать.
На данном этапе терапии мы не ожидаем, что пациенты откажутся от проигрывания. Если все-таки отказы будут, как и раньше, попросите пациентов стать помощником РЗВ или ХР. Если они все еще отказываются, вы можете попросить их взять на себя роль наблюдателя и оценить, насколько эффективными были различные режимы в этой работе.
Первое, что мы сделаем, это ДаДим режимам сыграть свою роль и посмотрим, что произойДет. Это означает, что на счёт З я хочу, чтобы кажДЫЙ из вас оказался в роли и произносил строки сценария, до- бавляя что-то еще к роли, если хотите. 1, 2, З — начали.
Позвольте последующему хаосу продолжаться в течение нескольких минут. Напомните пациенту в роли РЗВ о возможности регулировать громкость режимов. Затем остановите действие и обсудите, что случилось.
Хорошо, теперь все остановитесь. Просто сделайте глубокий вдох.
Давайте поговорим о том, что здесь происхоДило. Мы начнем с УР:
О вашей потребности позаботились? Вы были защищены? С/ИР: тебя слышали? ДКР: вы слышали, что сказал УР, он/она не был защищен? Это была ваша работа, как вы Думаете, вы её сДелали? УР: как он/ она защищал вас и удовлетворял ваши потребности? ДКР - ты вообще когДа-нибуДь слышал УР? Ты знал о его/ее потребностях?
РЗВ - как ты пытался изменить обычную работу этих режимов? Насколько успешными были твои усилия? Что из этого ты сможешь использовать в буДущеи?
Как на ролевое проигрывание повлияло то, что ТК был скорее вне поля Действия? Был ли режим ТК менее интенсивным? давайте сДелаем так же для следующего проигрывания, которое будем Делать.
ХР - вам удалось связаться с УР или С/ИР? Как это было, отличался ли этот опыт от нашего преДыДущего проигрывания?
Хорошо, теперь, когда мы увиДели, как функционируют режимы, давайте позволим РЗВ внести некоторые изменения.
[Пациенту, играющему роль РЗВ:] Что вы хотите изменить - например, хотите ли вы выгнать ТК за дверь? Вы хотите убрать ДКР с дорои? И так Далее. [Исправьте то, что хочется] Давайте попробуем еще раз вернуться к проигрыванию и посмотрим, что происхоДит после этих изменений. [Продолжайте в том же духе, пока все пациенты, которые хотели бы, не смогут проиграть ДКР и УР. Поощряйте пациентов поочередно играть роль РЗВ. Помогайте РЗВ и ХР при необходимости.]
Цель этих повторных ролевых игр заключается в том, чтобы дать пациентам почувствовать разные режимы, увидеть систему их взаимодействия и изменения. Терапевты должны будут руководить последующим обсуждением, задавать вопросы, чтобы выделить аспект этих изменений. Например: что происходит с УР, когда ДКР находится дальше? Ответ может быть таким: сейчас ХР может войти с ней/с ним в контакт, но это немного пугает, потому что это очень непривычно.
Хорошо, Давайте снова соберемся в группу и обсуДи этот опыт.
1. Были ли удовлетворены потребности УР? 2. Отошёл ли ДКР в сторону?
З. Был ли КК изгнан? или Был ли ТК смягчён?
Групповое упражнение 2: РЗВ 2 — Обмен бусинками
В последней экспериенциальной группе важно сделать что-то, чтобы создать символ проделанной вами работы по укреплению РЗВ. Это общая цель СТ. Нам нравится меняться бусинками. Мы ставим большую миску стеклянных бус, которые очень различаются по цвету, форме, размеру и так далее. Пациенты некоторое время назад выбирали по одной для каждого участника группы, чтобы визуализировать силу РЗВ, которую они наблюдали в течение программы терапии. Они также подготовят небольшую карточку с текстом о том, что олицетворяет собой эта бусинка.
Участники один за другим будут получать наши бусинки и карточки. Эти бусинки будут нанизаны на шнур с остальными бусинками, которые пациенты накопили в ходе других экспериенциальных сессий. У них должно быть приблизительно 14 бусин, достаточно для браслета или брелка, или для «бусинок для беспокойства», которые используются для снятия стресса. Бусинки - это переходный объект, символизирующий все то, что участники и терапевты увидели в каждом пациенте в ходе программы.
сессии
Некоторым пациентам трудно в этот момент поддерживать зрительный контакт или сказать, что они слишком смущены, чтобы получить эти бусинки. Здесь мы продвигаем их к тому, чтобы попытаться просто принять это. Смущение — это нормально, поскольку вы не привыкли ко всему этому позитиву, но это важный опыт для вас.
В будущем вы можете носить этот преДмет или хранить при себе в сумочке или в кармане или в своем сундучке с сокровищами УР или в другом надежном месте. КогДа вы берете и Держите его в руках, вы можете вспомнить опыт, который у вас был здесь и который укрепил ваше позитивное чувствование себя и вашего РЗВ.
Экспериенциальная работа с режимами 12: РЗВ 2 повторяет задания 6 и 12: нсм 1 и 2.
Раздаточные материалы для пациентов, упражнения и задания для каждой групповой сессии, представленные здесь, также предоставляются в воспроизводимой форме, с которой можно ознакомиться на веб-сайте по адресу: www. wiley.com/go/farrell.
Глава 5