Глава 4. Пупповые сессии схема-терапии
ситуации, потребностях, актуальных для режима, точке зрения и навыках Здорового взрослого, а таюке последствиях. Опять же, на этих сессиях терапевты должны выбрать конкретный режим для работы, основываясь на потребностях своих пациентов.
Сессия 9 применяет навыки РЗВ для УР. В раздаточном материале (Задание по осознанию режима 9: Включение моего Здорового взрослого в заботу о моем Уязвимом ребенке (МА 9-VCM2)), проводится различие между различными версиями УР, поскольку разные навыки работают для разных нюансов чувств, таких как грусть, страх, одиночество, стыд и так далее. Здесь полезно обратиться к разработанным планам группы управления режимами.
В сессии 11 основное внимание уделяется влиянию режима на РСР и использованию навыков РЗВ для доступа к РСР (раздаточный материал - осознание режима 11: Мой Здоровый взрослый узнает о моей личности, слушая мой режим Счастливого ребёнка (МА 11-НСМ2)). Сессия 12 аналогична сессии 6.
Основной задачей этой группы является разработка индивидуального плана управления режимами (ПУР). Это план, который опирается на личный набор когнитивных, поведенческих и экспериенциальных стратегий пациента, которые можно использовать для противодействия запускающимся дисфункциональным режимам. ПУР готовится в виде карточки или в другой доступной форме. Некоторые из пациентов стационара делали небольшие карточки, соединенные веревкой, которые можно прикрепить к сумке или ноутбуку, чтобы они были постоянно доступны. ПУР используют РЗВ, благодаря чему пациенты могут удовлетворить свои потребности адаптивным образом и реализовывать важные для счастливой жизни потребности. В компонент «Управление режимами» мы включили раздел об экспериенциальных навыках, которые пациент может использовать в определенных ситуациях.
Группа экспериенциальной работы (EMW) - это отдельная группа, но разделение трех типов навыков является достаточно условным, поскольку есть пересечения во всех трех видах стратегий. Основное различие заикочается в том, что на сессиях EMW основное внимание уделяется изменениям посредством экспериенциальных вмешательств под руководством терапевта, которые обеспечивают получение корригирующего эмоционального опыта. Экспериенциальные методы рассчитывают на способности пациента использовать опыт, полученный в группе EMW, в частности, во время работы с воображением и в рескриптинге.
Сессия 1. Сессии Управления режимами сфокусированы на ДКР. Задачи схема-терапии в отношении дисфункциональных копинговых режимов состоят не в том, чтобы в процессе СТ полностью избавиться от них, а в том, чтобы понимать механизм их срабатывания и иметь возможность выбора стратегии, которая наилучшим образом будет удовлетворять вашу потребность.
Заметки терапевта: группы осознания режимов 7—12 Ниже приведен пример сценария того, как мы представляем пациентам вторую половину работы по осознанию режимов. Этот пример сессии предназначен для режима Уязвимого ребёнка, то есть сессии 9. В других сессиях 7—12 вы будете представлять материал аналогичным образом для каждого из других основных режимов. Вы можете использовать тот же пример сценария и заменить режим, которому посвящена сессия. Мы также предоставили некоторые советы терапевту для решения проблем, которые часто возникают на этих сессиях. ЗДравствуйте, я раД/раДа, что вы все здесь, и я рад вас виДеть. О Это группа осознания режимов. На первой серии сессий, когда мы прохоДили по одному режиму за раз, мы фокусировались на повышении осознанности вашего опыта работы с кажДым режимом. Во второй серии занятий мы сосредоточимся на том, как вы можете заручиться помощью режима Здорового взрослого, чтобы уДовлетворить потребности, которые скрываются за Дисфункциональныла режимом, научиться управлять ими, а также усилить аДаптивные или здоровые режимы. Но прежДе чем мы начнем, мы бы хотели, чтобы вы почувствовали свои ноги на полу, сДелали несколько глубоких вдохов и сосреДоточились на том, чтобы быть здесь в группе со всеми нами. Мы вам дали рабочий бланк для записи ваших ситуаций и вашего понимания точки зрения РЗВ и навыков РЗВ. Кроме того, вас попросили записать результаты использования вашего РЗВ, которые мы обсуДим сегодня. Как вы уже знаете, мы фокусируемся на одном режиме за раз. На каком бы режиме мы ни фокусировались, именно на него мы будем Делать основной акцент на группах и на ваших инДивиДуальных сессиях. Сегодня мы сосредотачиваемся на режиме Уязвимого ребенка (вставьте название режима, которому посвящена группа). Поэтому сегодня мы сосредоточимся на ситуациях, когда вы были О в этом режиме. Мы начнем с рассмотрения примера вместе. Выдайте материал о режиме для сессии. Здесь вы подробно рассмотрите пример, отвечая на вопросы пациентов и облегчая участие всей группы в обсуждениях. Далее приведена модель того, как мы представляем примеры. |
Взгляните на рабочий лист сейчас. Давайте рассмотри пример аместа ПреДставьте, что вы были в своей комнате, а ваш друг позвонил и отмени визит. Если вы нахоДитесь в режиме Уязвимого ребёнка, вы можете поДумать, что ваш друг вас бааьше не любит, вы можете заметить, что у вас заболел желуДок и вы начинаете плакать. Вы можете чувствовать себя уязвимым и грустным, и вам не нужно оставаться в оДиночестве. Кто-нибуДь узнает опыт любого из этих ощущений, мыслей физических ощущений в релш.ме Уязвшого ребенка?
Валидируйте опыт каждого, кто указывает на распознавание любого из этих эмоций, мыслей или физических ощущений в УР. Также следует обратить внимание на КИВОК головой, но на этом этапе терапии вы могли бы попросить пациента дать устный ответ, сказав что-то вроде «Можете ли вы рассказать нам немного о своем опыте?» О Если у вас есть кто-то новенький в группе, также поощрите его.
Теперь Давайте посмотри на послеДние три столбца. Первый из них — «позиция Здорового взрослого».
Какие у вас есть идеи о том, как справиться с этой ситуацией, с «позиции Здорового взрослого»?
Подумайте, что, по вашему мнению, может преалолшть «Хороший родитель?». Какой у вас есть выбор? Давайте посмотрим на идеи в примере. Мужчина может оценить, как этот друг вел себя в преДыДущих ситуациях. Девушка из примера может Думать о своем выборе — например, она может спрятаться в своей комнате или успокоить себя.
Есть ли у вас какие-либо другие идеи о том, что человек может Думать шии как Действовать?
Рассмотрите различные идеи и альтернативы, которые они упоминают, и оцените вместе с ними, действенны ли они, и оцените какие-либо возможные негативные последствия предлагаемых действий.
Следующий столбец посвящен когнитивным, повеДенческш или экспериенциальным навыкам Здорового взрослого. В этом примере у человека может быть горячий шоколаД, чтобы успокоить себя. Затем О он/она может позвонить другу, чтобы перенести визит. Есть ли у вас какие-либо другие идеи о том, что человек может Думать или Делать?
Рассмотрите различные когнитивные, поведенческие и опытные наВЫКИ, которые они упоминают, и оцените вместе с ними, могут ли эти навыки работать.
Всем ли понятно, о чем мы говорим сейчас? [Если кто-то говорит «нет»:] Можете ли вы объяснить, что не понятно? [Попытайтесь уточнить или также попросить Другого участника группы кратко ответить.] У вас есть какие-либо вопросы? [Кратко рассмотрите все вопросы.]
Последний столбец посвящен результатам преДпринятых действий. Человек в нашем примере смог безопасно испытать разочарование и успокоить себя.
Подруга сказала, что приеДет в субботу.
Иногда во время использования навыков режима Здорового взрослого может произойти переключение режима. А это значит, что вам приДется использовать больше навыков ЗДорового взрослого, если вы переключаетесь в нездоровый режим, такой как режим Карающего критика. В этом примере похоже, что человек может оставаться в режиме Здорового взрослого.
Хорошо, теперь Давайте рассмотрим некоторые из ваших событий за послеДнюю неделю. Кто-нибуДь из вас находился в режиме Уязвимого ребенка?
Пусть пациенты выскажутся добровольно и затем повернутся к соседу попросив привести пример, так чтобы каждый желающий имел возможность высказаться.
цель состоит в том, чтобы каждый привёл один пример.
В группе может быть непросто сбалансировать время, которое использует каждый пациент, без установления вами ограничений, которые будут препятствовать чрезмерной трате времени на одного человека и появлению беспокойства «О, я могу слишком много говорить, и терапевт скажет мне об этом». Мы пытаемся регулировать ситуацию с самого начала, говоря что-то вроде: «Я думаю, унас будет время для одного примера от каждого из вас». «Для меня очень важно то, что вы хотите сказать, но я хочу попросить, чтобы вы сделали паузу на минуту, пока все не сделают первый шаг и не приведут по одному примеру». В ситуации, если у вас не хватает времени, очень важно в конце упражнения вновь обратиться к этому человеку, и сказаты «Я понимаю, что мы так и не вернулись к вашему примеру, и сейчас у нас, к сожалению, не осталось времени. Я сожалею, что это
ВО
произошло - нам часто кажется, что мы можем обсудить больше, чем можем в выделенное время. Вы сможете рассказать об этом на следующей неделе, если это будет соответствовать теме, на которой мы сосредотачимся?» Тем не менее, независимо от того, насколько мягкими и принимающими мы стараемся быть, кто-то все равно будет иногда обижен или рассержен. Когда так происходит, мы рассматриваем это как пример запуска режима и, при необходимости, если это соответствует сессии, спрашиваем, какой это режим, рассматриваем воспоминания детства, связанные с ним, и проясняем, является ли данная реакция основанной на прошлом опыте и усиливает реакцию в настоящем. Мы все отлично поработали сегодня. Вот таблица на следующую неделю и ваша форма для мониторинга. Просто прочитайте бланк, и мы подробно рассмотрим его в группе по осознанию режима на следующей неделе. [ВыДайте рабочую таблицу по осознанию режима и еженедельный лист мониторинга.] Это ваши заДания на следующую неДелю. Мы хотели бы, чтобы с сегодняшнего дня вы пытались контролировать свой режим Здорового взрослого в отношении вашего [вставьте соответствующее название режима] и пробовали заполнить поля в заДаниях. В случае режимов с более чем одним вариантом: мы дали вам два листа упражнений, один для режима Карающего критика и один для режима Требовательного критика (ии Дисфункциональных копинговых режимов). Вы можете череДовать оба раздаточных материала, если вы определяете у себя оба режима, или вы можете просто сосреДоточиться на одном из них, если хотите. Если у вас есть вопросы или вам нужна помощь, вы можете заДать вопрос медсестрам или Другому персоналу, или вашим инДивиДуСПЬНЫМ терапевтам, в случае если мы недоступны. Мы были очень рады виДеть вас здесь. до свиДания, и хорошего дня. Этот сценарий с небольшими изменениями содержания, соответствующими вашей группе и стилю может использоваться для всех сессий по осознанию режимов 7—12. |
В ДКР может быть несколько разных режимов стратегий. В большинстве случаев проблема заключается не в использовании самой стратегии, а в чрезмерном ее использовании (то есть иногда мы можем избежать определенной конфронтации, но если мы всегда избегаем всех конфронтаций, это может быть проблемой). Другие стратегии могут иметь негативные последствия и должны быть устранены (например, принятие наркотиков). ДКР - это стратегии выживания, предназначенные для использования в экстремальных угрожающих жизни ситуациях (то есть бей, беги, замри). Проблема, с которой сталкиваются наши пациенты, заключается в том, что они используют их в повседневных ситуациях, которые на самом деле не угрожают жизни, а чувствуют они себя так,
потому что они связаны с ситуациями в детстве, когда жизнь подвергалась опасности, потому что базовые эмоциональные потребности не были удовлетворены. Мы называем эти стратегии выживания ДКР, так как они не соответствуют текущей жизненной ситуации и неэффективны для удовлетворения потребностей. В ситуациях выживания они могут быть необходимы и могут храниться в резерве для этих целей, но не для повседневного использования, так как их последствия чрезвычайно велики, и могут быть изнурительными.
Сессия 1 начинается с краткого введения в цели ДКР и цели СТ в отношении этих режимов. Затем мы применяем экспериенциальное упражнение, в котором пациентам предлагается преДставить ситуацию, в которой они слышат послание от ДР (Сессия 1 управления режимом: Ослабление Дисфункциональных копинговых режимов (ММ 1-МСМ 1)). Это Делается для того, чтобы пациенты бальше узнали о проявлениях этого режима. Затем мы спрашиваем пациентов, что их РЗВ может сказать ЦР в этой ситуации. После этого мы работаем над использованием повеДенческих и когнитивных навыков работы с ДЮ) в краткосрочной перспективе. Под «краткосрочной» мы поДразумеваеи концентрацию на навыках, которые помогут пациенту сразу же после того, как он/она заметит, что д,КР активирован.
Сессия 1 управления режимом: Ослабление дисфункциональных копинговых режимов Все Дисфункциональные копинговые режимы возникают для того, чтобы защитить ваши Детские режимы от ощущения эмоциональной боли. Эта эмоциональная боль может быть извне (Другие люди) или изнутри О (ваши собственные Дисфункциональные критикующие режимы).
Наша цель состоит в том, чтобы помочь вам уменьшить проявления любых дисфункциональных КОПИНГОВЫХ режимов, которые у вас есть, с помощью режима Здорового взрослого. Мы не хотим полностью от них избавляться, поскольку они время от времени необходимы в ситуациях выживания. Когда эти режимы становятся слишком выраженными, они могут стать автоматизированными способами совладания, которые контролируют вас, и вы начинаете терять возможность использовать |
132
стратегии режима Здорового взрослого относительно не чрезвычайных ситуаций, других людей или даже остальных ваших режимов.
Мы хотим, чтобы вы могли выбирать, какая стратегия будет соответствовать вашим потребностям в той ситуации, в которой вы находитесь сейчас. Мы хотим помочь вам разработать стратегии для управления вашими дисфункциональными копинговыми режимами, когда вы чувствуете, что один из них захватывает контроль.
Представьте себе ситуацию, в которой вы слышите послание от своего дисфункционального копингового режима.
Что ваш режим Здорового взрослого может сказать вашему дисфункциональному копинговому режиму? о
Снижение выраженности ваших дисфункциональных копинговых режимов: Краткосрочные поведенческие и когнитивные стратегии
Составьте список того, что вы можете сделать, здоровых мыслей, когда вы заметите, что застряли в дисфункциональном копинговом режиме, и он не отвечает вашим потребностям. Сегодня мы рассмотрим краткосрочные, незамедлительные стратегии. В следующий раз, когда мы будем работать с этим режимом, мы сосредоточимся на стратегиях на долгосрочную перспективу, которые позволят снизить влияние этого режима на вас.
О |
|
Уменьшение Избегающего защитника |
Уменьшение Послушного капитулянта |
Снижение гиперконтролера |
Пример: |
Мой Избегающий защитник Держит меня взаперти в моей квартире. У меня назначена встреча с новым психотерапевтом, которого я Действительно хочу посетить. |
Мой Послушный капитулянт мешамне рассказать моей поДруге о своих чувствах, когда она отменяет встречи через смс, почти не объясняя причин. |
Мой гиперконтролирующий режим не позволяет моему терапевту дать мне понимание, в котором я нуждаюсы Например, в ситуации, когда я саркастично высказываюсь о пропуске важной встречи с центром занятост и. |
ВЗ
|
Уменьшение Избегающего защитника |
Уменьшение Послушного капитулянта |
Снижение гиперконтролера |
Краткосрочные поведенческие страТеГИИ |
Я мог бы позвонить бывшему соседу по палате, который всегда поДДерживает меня, убеждает, что я на многое способен. |
Я мог бы позвонить ей и сказать, что меня расстраивает, когда она так Делает. Я мог бы также сказать ей, что когда она отменяет встречу, я беспокоюсь, что она, возможно, больше не хочет Дружить со мной. Я мог бы попросить о поДДержке и договориться о новой встрече. |
Я мог бы сказать своему терапевту, что пока не могу говорить о причинах пропуска встречи, но это не потому, что мне все равно. Я мог бы попросить его/ ее напомнить мне о ситуациях, когда мне помогало то, что я мог говорить о трудностях, с которыми я сталкиваюсь. Мне также можно было бы напомнить, что терапевт не будет критиковать или отвергать меня. |
Ваши стратеми |
|
|
|
Пример: |
Мой Избегающий защитник не дает мне пойти на собеседование. |
Мой Послушный капитулянт не позволяет мне готовиться к экзаменам, так как мой новый парень сказал мне, что я Должна меньше учиться и больше работать, чтобы зарабатывать Деньги. |
мой гиперконтролер не дает мне принять ошибки, которые я совершил. |