Патохарактерологические особенности девиантных подростков

С какой бы проблемой Вы ни пришли на мой сайт, тут Вы сможете найти помощь.

Девиантное поведение подростков имеет свою специфическую природу. Среди причин отклоняющегося поведения в подростковом возрасте наибольшее значение приписывается характерологическим особенностям, а именно акцентуациям характера [24]. Переходный возраст способствует развитию наметившихся еще в детстве нарушений. Процессы переходного возраста, изменения, затрагивающие как психику, так и физиологию подростка, делают его особенно восприимчивым к определенным неблагоприятным воздействиям. Пубертат и сам может быть причиной, ведущим звеном в серии патогенных изменений. [38].Однако нельзя исключать социально-психологические детерминанты, способные компенсировать или, наоборотусилить патохарактерологические особенности личности подростка. Сюда относятся социальные факторы, охватывающие три основные сферы жизнедеятельности подростка - семью, школу и референтную группу сверстников – и личностные факторы, подразумевающие активно-избирательное отношение подростка. Благоприятные или неблагоприятные стили семейного воспитания, особенности взаимодействия с родителями, учителями, сверстниками, выбор предпочитаемой среды общения, отношение к нормам и ценностям своего окружения - обуславливают проявление девиантного поведения подростков.

Согласно А.Е. Личко именно для подросткового возраста, который представляет собой критический период, наиболее характерно развитие патохарактерологических особенностей личности. 

Патохарактерологические особенности проявляются в форме отклонений в поведении подростка и сопровождаются соматовегетативными расстройствами.  Развитие патохарактерологических особенностей личности происходит на неблагоприятном фоне: акцентуации (своеобразии) характера, психопатических чертах личности, органической недостаточности центральной нервной системы, дисгармонически протекающем возрастном кризе под влиянием биологических и социальных (особенностей воспитания, прежде всего) факторов.

Акцентуации характера отражают усиление отдельных черт характера и являются крайним вариантом нормы, однако именно они обуславливают избирательную уязвимость подростков в отношении определенных психогенных воздействий и могут закрепиться в виде патологических черт характера, в дальнейшем мешая социальной адаптации подростка к окружающей среде, и, возможно, становясь одной из причин его отклоняющегося поведения. Не случайно акцентуации характера рассматриваются в качестве предпосылок отклоняющегося (девиантного) поведения подростков [19]. 

Классификация акцентуаций характеров подростков, предложенная  Личко, включает в себя одиннадцать акцентуаций.

  1. Гипертимный тип. Подросткам с акцентуацией характера этого типа свойственна подвижность, общительность, склонность к озорству. Они неусидчивые, шумные, активные, отличаются приподнятым настроением. Однако при хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно, на почве чего у них возникают конфликты со взрослыми - родителями и педагогами. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Подростки с акцентуацией характера гипертимного типа часто переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся произвести впечатление на окружающих.
  2. Циклоидный тип. Подростки с акцентуацией характера данного типа раздражительны и склонны к апатии. Они предпочитают находиться дома одни, вместо того чтобы где-то бывать со сверстниками, тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного.
  3. Лабильный тип. Для подростков с акцентуацией характера этого типа характерна крайняя изменчивость настроения, причем часто оно непредсказуемо. Они способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач. Поведение этих подростков во многом зависит от сиюминутного настроения. Находясь в подавленном настроении, такие подростки, нуждаются в помощи и поддержке со стороны других людей. Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей.
  4. Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при интеллектуальной деятельности.
  5. Сензитивный тип. Подросткам с акцентуацией характера свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, подвижных игр. Для них характерна застенчивость и робость при посторонних людях, однако с хорошими знакомыми они бывают открыты и общительны. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. Вместе с тем у них довольно рано формируется чувство долга и обнаруживаются высокие моральные требования к себе и к окружающим людям.
  6. Психастенический тип. Подростки с таким типом акцентуации характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Однако самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений - с поспешностью действий, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность.
  7. Шизоидный тип. Наиболее существенная черта этого типа акцентуации - замкнутость. Эти подростки предпочитают быть одни или находиться в компании взрослых. Они часто демонстрируют безразличие к окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир нередко наполнен различными фантазиями, какими-либо особенными увлечениями. Во внешних проявлениях своих чувств они достаточно сдержанны.
  8. Эпилептоидный тип. Эти подростки в раннем детстве часто плачут. Они любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. В детских компаниях они ведут себя как диктаторы. Их типичные черты - жестокость, властность, себялюбие.
  9. Истероидный тип. Подросткам с таким типом акцентуации свойственен эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной персоне. Они склонны к театральности, позерству, рисовке.
  10. Неустойчивый тип.  Подростки с данным типом акцентуации обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные, интересы, мысли о будущем.
  11. Конформный тип. Подростки с данным типом демонстрируют конъюнктурное, бездумное подчинение любым авторитетам либо большинству в группе. Они обычно склонны к морализаторству и консерватизму, стремятся быть, как все. Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов может предать, но всегда найдет моральное оправдание своему поступку.

Будучи крайними вариантами нормы, акцентуации характера не являются клиническим диагнозом, Личко подчеркивал их отличие от психопатий. Однако они могут стать предрасполагающим фактором для развития психогенных расстройств.

Оставьте заявку
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Ваш вопрос:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
г. Москва, Электрический переулок, 3/10 стр.1
Записаться
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Комментарий:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Заказать
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Адрес объекта:*
это поле обязательно для заполнения
Дата:*
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена