Основные причины формирования девиантного поведения

С какой бы проблемой Вы ни пришли на мой сайт, тут Вы сможете найти помощь.

Девиантное поведение имеет сложную природу, обусловленную взаимодействием социальных, биологических и психологических факторов.

Социологические теории рассматривают девиантное поведение «как результат социальных процессов, сложных взаимоотношений между обществом и конкретной личностью» [10, с. 45]. Одним из основоположников социологических теорий был Э. Дюркгейм, который предложил концепцию аномии.

В рамках социологического подхода выделяются интеракционистское направление и структурный анализ. Согласно первому, которого придерживаются Ф. Танненбаум, И. Гоффман, Э. Лемерт, Г. Беккер, девиантность рассматривается не как свойство, внутренне присущее какому-либо социальному поведению, а как следствие социальной оценки определенного поведения как девиантного.

Согласно структурному анализу существует три объяснения причин девиации:

  • Культурологическое (С. Селлин, С.Турк) - причины девиаций заключаются в конфликтах между нормами субкультуры и господствующей культуры, на основании того, что индивиды одновременно входят в разные этнические, культурные, социальные, политические и другие группы с несовпадающими или противоречащими ценностями.
  • Сложилось в рамках теории конфликта (К.Маркс, Р. Квинин, И. Тейлор, П. Уолтон и Д. Янг) - девиация выступает как результат противодействия нормам капиталистического общества и обусловлена социально-экономической природой капитализма.
  • Предложено Р. Мертоном в теории «социальной аномии» - девиантное поведение обусловлено аномией как рассогласованием между провозглашенными данной культурой целями и средствами их достижения.

Биологическая трактовкапричин отклоняющегося поведения подразумевает важность внутренних, биологических условий в формировании девиаций [14]. Биологические предпосылки включают наследственно-генетические особенности, врожденные свойства индивида, импринтинг (запечатление на ранних этапах онтогенеза).

К биологическим теориям относятся, прежде всего, работы итальянского врача-психиатра Ч. Ломброзо, в которых он обосновывал связь между анатомическим строением человека и преступным поведением.

Далее, в рамках биологической теории У. Шелдон обосновывал связь между типами физического строения человека и формами поведения. У. Пирс предполагал, что наличие лишней игрек-хромосомы у мужчин обусловливает предрасположенность к криминальному насилию. X. Айзенк считал экстравертов более склонными к совершению преступлений, чем интравертов.

Психологический подход подразумевает в качестве причин девиантного поведения неблагоприятные особенности взаимодействия индивида со своим ближайшим окружением с учетом активно-избирательного отношения индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к психолого-педагогическим воздействиям семьи, школы, к саморегулированию своего поведения [14].

В качестве критерия нормы выступает способность субъекта к адаптации. При этом в критерии нормы включено также развитие творческих способностей, прежде всего, связанных с процессом формирования личности.

В качестве организующего «ядра» личности признана «Я-концепция». «Хорошая» интеграция личности (Г. Оллпорт) рассматривается в связи с гармоничной «Я-концепцией» и относительной автономией, которая  отражается в формировании коммуникативных способностей и уверенности в себе. В свою очередь, неуверенность в себе и низкая самооценка рассматриваются как источники нарушения адаптации и аномалий развития (М. Герберт).

В психоанализе основным источником отклонений считается конфликт между бессознательными влечениями и социальными ограничениями. Нормальное развитие личности предполагает наличие оптимальных защитных механизмов, которые уравновешивают сферы сознательного и бессознательного. В противном случае, формирование личности принимает аномальный характер.

К. Хорни, Д. Боулби, Г. Салливан, отойдя от сексуальной подоплеки психоанализа, считают, что причины отклоняющегося поведения заключаются в дефиците эмоционального контакта, теплого общения с матерью в первые годы жизни. Э. Эриксон также отмечает в этиологии отклонений негативную роль отсутствия чувства безопасности и доверия в раннем возрасте.

А. Адлер в качестве важного фактора формирования личности выделяет структуру семьи. Различное положение ребенка в этой структуре и соответствующий тип воспитания оказывают значительное влияние на возникновение девиантного поведения.

Поведенческий подход к пониманию девиантного поведения подразумевает в качестве причины девиантного поведения неадекватное социальное научение.

Гуманистический подход рассматривает отклонения в поведении как следствие потери индивидом согласия со своими собственными чувствами и невозможность найти смысл и самореализацию в сложившихся условиях воспитания.

Итак, отклоняющееся поведение «является результатом сложного взаимодействия социальных и биологических факторов, действие которых, в свою очередь, преломляется через систему отношений личности» [10, с. 50].

Девиантное поведение - это поведение, не соответствующее общепринятым или официально установленным в данное время социальным нормам, характерным для данного общества. Особенностями девиантного поведения являются его разрушительность: деструктивность или аутодеструктивность, в зависимости от формы; а также стойкая повторяемость [10].

Девиантные действия могут выступать как средство для достижения значимой цели, как способ психологической разрядки или как самоцель для удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении [14]. Последнее чаще касается подростков.

Существует множество типологий отклоняющегося поведения. Рассмотрим некоторые из них.

В.Д. Менделевич  выделил пять типов девиантного поведения в зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества [22]:

  • Делинквентный тип - отклоняющееся поведение, в крайних своих проявлениях представляющее уголовно наказуемое деяние. К этому типу относится преступное (криминальное) поведение человека.
  • Аддиктивный тип – девиантное поведение с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния. Это осуществляется посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций.
  • Патохарактерологический - поведение, обусловленное сформировавшимися в процессе воспитания патологическими изменениями характера, к которым относятся расстройства личности (психопатии) и явные или выраженные акцентуации характера. Дисгармоничность черт характера приводит к изменениям всей структуры психической деятельности человека.
  • Психопатологический тип основывается на психопатологических симптомах и синдромах - проявлениях тех или иных психических расстройств и заболеваний.
  • Тип, основанный на гиперспособностях, значительно превышающих среднестатистические. К данному типу относятся проявления одаренности, таланта, гениальности в какой-либо из сфер деятельности.

По Менделевичу, отклоняющееся поведение может иметь следующие клинические формы:

  • Агрессия;
  • Аутоагрессия (суицидальное поведение);
  • Злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности (алкоголизация, наркотизация, табакокурение и др.);
  • Нарушения пищевого поведения (переедание, голодание);
  • Аномалии сексуального поведения (девиации, перверсии, отклонения психосексуального развития);
  • Сверхценные психологические увлечения (трудоголизм, гемблинг, коллекционирование, «паранойя здоровья», религиозный, спортивный, музыкальный фанатизм);
  • Сверхценные психопатологические увлечения («философическая интоксикация», сутяжничество и кверулянство, разновидности маний);
  • Характерологические и патохарактерологические реакции (эмансипации, группирования, оппозиции и др.);
  • Коммуникативные девиации (аутизация, гиперобщительность, конформизм, псевдология, ревность, фобическое и нарциссическое поведение, нигилизм, крусадерство, «вегетативность» и др.);
  • Безнравственное и аморальное поведение;
  • Неэстетичное поведение, или девиации стиля поведения.

Каждая из перечисленных клинических форм «может быть обусловлена любым типом девиантного поведения, а иногда мотивом выбора той или иной формы служит несколько разновидностей отклоняющегося поведения одновременно» [22, с. 85].

Ю.А. Клейберг выделяет три основные группы поведенческих девиаций [20]:

  1. Негативные, к которым относится употребление наркотиков;
  2. Позитивные, например, социальное творчество;
  3. Социально-нейтральные, например, попрошайничество.

Наряду с общеизвестными Клейберг рассматривает такие формы отклоняющегося поведения, как бродяжничество, гомосексуализм, навязчивости, самоубийство, граффити [14].

Е.В. Змановская предлагает классификацию поведенческих отклонений, основанную на таких критериях, как вид нарушаемой нормы и негативные последствия отклоняющегося поведения [10]. В соответствии с этими критериями она выделяет три основные группы отклоняющегося поведения:

  • Антисоциальное (делинквентное) поведение противоречит правовым нормам, угрожает социальному порядку и благополучию окружающих людей, включает любые действия, запрещенные законодательством.
  • Асоциальное (аморальное) поведение -  уклонение от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Такое поведение может проявляться в форме агрессии, сексуальных девиаций, вовлеченности в азартные игры на деньги, бродяжничества, иждивенчества.
  • Аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение - отклонения от медицинских и психологических норм, угрожающие целостности и развитию самой личности. Сюда относится суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость, фанатическое поведение, аутическое поведение, виктимное поведение, деятельность с выраженным риском для жизни.
    Девиантное поведение несовершеннолетних имеет свою специфику [37]. Согласно Л.М. Шипицыной, для подростков характерны, преимущественно следующие формы отклоняющегося поведения:
  • Реакции протеста (оппозиции) в пассивной или активной форме. К реакциям пассивного типа относится отказ от еды, уходы, из дому, мутизм, суицидальные попытки, замаскированную враж­дебность, а также ряд нарушений соматовегетативных функций, особенно рвоту, энурез и эикопрез.
    Реакции активного протеста проявляются в форме не­послушания, грубости, вызывающего, а иногда агрессив­ного поведения.
  • Реакции отказа, которые проявляются в отказе от обще­ния, игр, приема пищи, выполнения домашних обязанностей или школьных уроков и др.
  • Реакции имитации, связан­ные с подражанием поведению обладающих авторитетом окружающих (сквернословие, бродяжничество, хулиганские поступки, мелкое воровство, а также многие вредные привычки,  такие как курение, употребление алкоголя, наркотиков).
  • Реакции компенсации и гиперкомпенсации, которые проявляются в уси­лении личностных проявлений и возникновении форм поведения,маскирующих слабую сторону личности.  Сюда могут относиться компенсаторные фантазии замещаю­щего характера, компенсаторные игры, бравада, нару­шения школьной дисциплины, самооговоры из стремле­ния завоевать недостающий авторитет.
  • Реакции группирования со сверстниками,  проявляющиеся в стремлении подростков образовывать  более или менее стойкие спонтанные группы. Преобладание групповых правонарушений, совершаемых подростками, связано именно со склонностью подростков к   группированию.
  • Делинквентное поведение - различные проступки, провинности, нарушение общественных норм поведения, мелкое хулиган­ство и мелкое воровство.
  • Реакции эмансипации - борьба подростка за свою самостоятельность, независимость, самоутверждение, стремление освободиться от контроля и опеки взрослых любыми способами.
  • Побеги из дому.
  • Реакции увлечения в случае их чрезмерной выраженности, когда из-за них подрос­ток забрасывает школьные занятия и все свое свободное время отдает им либо совершает ради них противо­правные действия.
  • Реакции, обусловленные формирующимся сексуаль­ным влечением - различные виды мастурбации у подростков, раннее вступление в половую жизнь, беспорядочные половые язи, преходящие гомосексуальные действия и др.
  • Малолетняя проституция.

Е.В. Змановская отмечает следующие формы девиантного поведения, характерные для подростков:

  • К антисоциальному поведению относятся хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками;
  • Асоциальное поведение может проявляться как уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение, промискуитет, граффити, субкультуральные девиации;
  • Спецификой аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями: наркозависимое поведение, самопорезы, компьютерная зависимость, пищевые аддикции, иногда - суицидальное поведение.

Согласно И.А. Фурманову, «вне зависимости от направленности и особенностей поведения в большинстве подходовагрессивностьиагрессивное поведениеявляются основными качественными характеристиками нарушений поведения» [34, с. 23]. При этом исследование Ильина Е.П. подтвердило, что пик агрессивности приходится именно на подростковый возраст [12].

Оставьте заявку
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Ваш вопрос:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
г. Москва, Электрический переулок, 3/10 стр.1
Записаться
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Комментарий:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Заказать
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Адрес объекта:*
это поле обязательно для заполнения
Дата:*
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена