Девиантное поведение имеет сложную природу, обусловленную взаимодействием социальных, биологических и психологических факторов.
Социологические теории рассматривают девиантное поведение «как результат социальных процессов, сложных взаимоотношений между обществом и конкретной личностью» [10, с. 45]. Одним из основоположников социологических теорий был Э. Дюркгейм, который предложил концепцию аномии.
В рамках социологического подхода выделяются интеракционистское направление и структурный анализ. Согласно первому, которого придерживаются Ф. Танненбаум, И. Гоффман, Э. Лемерт, Г. Беккер, девиантность рассматривается не как свойство, внутренне присущее какому-либо социальному поведению, а как следствие социальной оценки определенного поведения как девиантного.
Согласно структурному анализу существует три объяснения причин девиации:
- Культурологическое (С. Селлин, С.Турк) - причины девиаций заключаются в конфликтах между нормами субкультуры и господствующей культуры, на основании того, что индивиды одновременно входят в разные этнические, культурные, социальные, политические и другие группы с несовпадающими или противоречащими ценностями.
- Сложилось в рамках теории конфликта (К.Маркс, Р. Квинин, И. Тейлор, П. Уолтон и Д. Янг) - девиация выступает как результат противодействия нормам капиталистического общества и обусловлена социально-экономической природой капитализма.
- Предложено Р. Мертоном в теории «социальной аномии» - девиантное поведение обусловлено аномией как рассогласованием между провозглашенными данной культурой целями и средствами их достижения.
Биологическая трактовкапричин отклоняющегося поведения подразумевает важность внутренних, биологических условий в формировании девиаций [14]. Биологические предпосылки включают наследственно-генетические особенности, врожденные свойства индивида, импринтинг (запечатление на ранних этапах онтогенеза).
К биологическим теориям относятся, прежде всего, работы итальянского врача-психиатра Ч. Ломброзо, в которых он обосновывал связь между анатомическим строением человека и преступным поведением.
Далее, в рамках биологической теории У. Шелдон обосновывал связь между типами физического строения человека и формами поведения. У. Пирс предполагал, что наличие лишней игрек-хромосомы у мужчин обусловливает предрасположенность к криминальному насилию. X. Айзенк считал экстравертов более склонными к совершению преступлений, чем интравертов.
Психологический подход подразумевает в качестве причин девиантного поведения неблагоприятные особенности взаимодействия индивида со своим ближайшим окружением с учетом активно-избирательного отношения индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к психолого-педагогическим воздействиям семьи, школы, к саморегулированию своего поведения [14].
В качестве критерия нормы выступает способность субъекта к адаптации. При этом в критерии нормы включено также развитие творческих способностей, прежде всего, связанных с процессом формирования личности.
В качестве организующего «ядра» личности признана «Я-концепция». «Хорошая» интеграция личности (Г. Оллпорт) рассматривается в связи с гармоничной «Я-концепцией» и относительной автономией, которая отражается в формировании коммуникативных способностей и уверенности в себе. В свою очередь, неуверенность в себе и низкая самооценка рассматриваются как источники нарушения адаптации и аномалий развития (М. Герберт).
В психоанализе основным источником отклонений считается конфликт между бессознательными влечениями и социальными ограничениями. Нормальное развитие личности предполагает наличие оптимальных защитных механизмов, которые уравновешивают сферы сознательного и бессознательного. В противном случае, формирование личности принимает аномальный характер.
К. Хорни, Д. Боулби, Г. Салливан, отойдя от сексуальной подоплеки психоанализа, считают, что причины отклоняющегося поведения заключаются в дефиците эмоционального контакта, теплого общения с матерью в первые годы жизни. Э. Эриксон также отмечает в этиологии отклонений негативную роль отсутствия чувства безопасности и доверия в раннем возрасте.
А. Адлер в качестве важного фактора формирования личности выделяет структуру семьи. Различное положение ребенка в этой структуре и соответствующий тип воспитания оказывают значительное влияние на возникновение девиантного поведения.
Поведенческий подход к пониманию девиантного поведения подразумевает в качестве причины девиантного поведения неадекватное социальное научение.
Гуманистический подход рассматривает отклонения в поведении как следствие потери индивидом согласия со своими собственными чувствами и невозможность найти смысл и самореализацию в сложившихся условиях воспитания.
Итак, отклоняющееся поведение «является результатом сложного взаимодействия социальных и биологических факторов, действие которых, в свою очередь, преломляется через систему отношений личности» [10, с. 50].
Девиантное поведение - это поведение, не соответствующее общепринятым или официально установленным в данное время социальным нормам, характерным для данного общества. Особенностями девиантного поведения являются его разрушительность: деструктивность или аутодеструктивность, в зависимости от формы; а также стойкая повторяемость [10].
Девиантные действия могут выступать как средство для достижения значимой цели, как способ психологической разрядки или как самоцель для удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении [14]. Последнее чаще касается подростков.
Существует множество типологий отклоняющегося поведения. Рассмотрим некоторые из них.
В.Д. Менделевич выделил пять типов девиантного поведения в зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества [22]:
- Делинквентный тип - отклоняющееся поведение, в крайних своих проявлениях представляющее уголовно наказуемое деяние. К этому типу относится преступное (криминальное) поведение человека.
- Аддиктивный тип – девиантное поведение с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния. Это осуществляется посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций.
- Патохарактерологический - поведение, обусловленное сформировавшимися в процессе воспитания патологическими изменениями характера, к которым относятся расстройства личности (психопатии) и явные или выраженные акцентуации характера. Дисгармоничность черт характера приводит к изменениям всей структуры психической деятельности человека.
- Психопатологический тип основывается на психопатологических симптомах и синдромах - проявлениях тех или иных психических расстройств и заболеваний.
- Тип, основанный на гиперспособностях, значительно превышающих среднестатистические. К данному типу относятся проявления одаренности, таланта, гениальности в какой-либо из сфер деятельности.
По Менделевичу, отклоняющееся поведение может иметь следующие клинические формы:
- Агрессия;
- Аутоагрессия (суицидальное поведение);
- Злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности (алкоголизация, наркотизация, табакокурение и др.);
- Нарушения пищевого поведения (переедание, голодание);
- Аномалии сексуального поведения (девиации, перверсии, отклонения психосексуального развития);
- Сверхценные психологические увлечения (трудоголизм, гемблинг, коллекционирование, «паранойя здоровья», религиозный, спортивный, музыкальный фанатизм);
- Сверхценные психопатологические увлечения («философическая интоксикация», сутяжничество и кверулянство, разновидности маний);
- Характерологические и патохарактерологические реакции (эмансипации, группирования, оппозиции и др.);
- Коммуникативные девиации (аутизация, гиперобщительность, конформизм, псевдология, ревность, фобическое и нарциссическое поведение, нигилизм, крусадерство, «вегетативность» и др.);
- Безнравственное и аморальное поведение;
- Неэстетичное поведение, или девиации стиля поведения.
Каждая из перечисленных клинических форм «может быть обусловлена любым типом девиантного поведения, а иногда мотивом выбора той или иной формы служит несколько разновидностей отклоняющегося поведения одновременно» [22, с. 85].
Ю.А. Клейберг выделяет три основные группы поведенческих девиаций [20]:
- Негативные, к которым относится употребление наркотиков;
- Позитивные, например, социальное творчество;
- Социально-нейтральные, например, попрошайничество.
Наряду с общеизвестными Клейберг рассматривает такие формы отклоняющегося поведения, как бродяжничество, гомосексуализм, навязчивости, самоубийство, граффити [14].
Е.В. Змановская предлагает классификацию поведенческих отклонений, основанную на таких критериях, как вид нарушаемой нормы и негативные последствия отклоняющегося поведения [10]. В соответствии с этими критериями она выделяет три основные группы отклоняющегося поведения:
- Антисоциальное (делинквентное) поведение противоречит правовым нормам, угрожает социальному порядку и благополучию окружающих людей, включает любые действия, запрещенные законодательством.
- Асоциальное (аморальное) поведение - уклонение от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Такое поведение может проявляться в форме агрессии, сексуальных девиаций, вовлеченности в азартные игры на деньги, бродяжничества, иждивенчества.
- Аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение - отклонения от медицинских и психологических норм, угрожающие целостности и развитию самой личности. Сюда относится суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость, фанатическое поведение, аутическое поведение, виктимное поведение, деятельность с выраженным риском для жизни.
Девиантное поведение несовершеннолетних имеет свою специфику [37]. Согласно Л.М. Шипицыной, для подростков характерны, преимущественно следующие формы отклоняющегося поведения:
- Реакции протеста (оппозиции) в пассивной или активной форме. К реакциям пассивного типа относится отказ от еды, уходы, из дому, мутизм, суицидальные попытки, замаскированную враждебность, а также ряд нарушений соматовегетативных функций, особенно рвоту, энурез и эикопрез.
Реакции активного протеста проявляются в форме непослушания, грубости, вызывающего, а иногда агрессивного поведения.
- Реакции отказа, которые проявляются в отказе от общения, игр, приема пищи, выполнения домашних обязанностей или школьных уроков и др.
- Реакции имитации, связанные с подражанием поведению обладающих авторитетом окружающих (сквернословие, бродяжничество, хулиганские поступки, мелкое воровство, а также многие вредные привычки, такие как курение, употребление алкоголя, наркотиков).
- Реакции компенсации и гиперкомпенсации, которые проявляются в усилении личностных проявлений и возникновении форм поведения,маскирующих слабую сторону личности. Сюда могут относиться компенсаторные фантазии замещающего характера, компенсаторные игры, бравада, нарушения школьной дисциплины, самооговоры из стремления завоевать недостающий авторитет.
- Реакции группирования со сверстниками, проявляющиеся в стремлении подростков образовывать более или менее стойкие спонтанные группы. Преобладание групповых правонарушений, совершаемых подростками, связано именно со склонностью подростков к группированию.
- Делинквентное поведение - различные проступки, провинности, нарушение общественных норм поведения, мелкое хулиганство и мелкое воровство.
- Реакции эмансипации - борьба подростка за свою самостоятельность, независимость, самоутверждение, стремление освободиться от контроля и опеки взрослых любыми способами.
- Побеги из дому.
- Реакции увлечения в случае их чрезмерной выраженности, когда из-за них подросток забрасывает школьные занятия и все свое свободное время отдает им либо совершает ради них противоправные действия.
- Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением - различные виды мастурбации у подростков, раннее вступление в половую жизнь, беспорядочные половые язи, преходящие гомосексуальные действия и др.
- Малолетняя проституция.
Е.В. Змановская отмечает следующие формы девиантного поведения, характерные для подростков:
- К антисоциальному поведению относятся хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками;
- Асоциальное поведение может проявляться как уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение, промискуитет, граффити, субкультуральные девиации;
- Спецификой аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями: наркозависимое поведение, самопорезы, компьютерная зависимость, пищевые аддикции, иногда - суицидальное поведение.
Согласно И.А. Фурманову, «вне зависимости от направленности и особенностей поведения в большинстве подходовагрессивностьиагрессивное поведениеявляются основными качественными характеристиками нарушений поведения» [34, с. 23]. При этом исследование Ильина Е.П. подтвердило, что пик агрессивности приходится именно на подростковый возраст [12].