В начале программы СТ пациенты должны узнать об основных концепциях схема-терапии, таких как схемы и режимы, и о том, как сформулировать свои проблемы в её терминах. Материалы группы «Психообразование в области СТ» дают пациентам и терапевтам необходимые упражнения и раздаточные материалы для достижения этой цели. Материалы предназначены для использования на групповых сессиях и для терапевтических домашних заданий. Обычно группа психообразования в области СТ - это группа, с которой начинается лечение. Мы предлагаем не начинать другие сессии, пока не состоится как минимум вторая сессия из раздела «Психообразование». После этого может начаться работа над ДКрР в друтих группах. В условиях интенсивного лечения желательно, чтобы в течение первой недели работа в группе психобразования в области СГ проводилась в течение одного часа каждый день. В амбулаторных условиях и при возможности вести только одну группу в неделю, мы также рекомендуем начать с психообразовательных сессий, а затем перейти к другим компонентам. Такой подход позволяет пациентам начать чувствовать себя в безопасности и не быть перегруженными новой для них терминологией новой модели лечения. Язык СТ удобен для пациентов, и в течение короткого времени они его освоят и будут использовать термины. Отдельные пациенты также придумывают свои собственные имена для режимов, и это поощряется. Режим Отстраненного защитника может стать «Космическим кадетом», а КК «Карателем» и т.д.
Обычно времени первой сессии не хватает, чтобы пройти все 18 схем. Все схемы перечислены в последней части материалов сессии 1. Можно предложить пациентам прочитать о схемах в качестве терапевтического домашнего задания. Если у пациентов есть очень конкретные вопросы относительно их собственных схем, направьте их на ИСТ.
О |
Психообразовательная сессия схема-терапии 1 : Что такое схема? Схема - это паттерн Она развивается в детстве и подростковом возрасте и активируется снова и снова в течение вашей жизни. Поскольку схема со временем становится более ригидной, наши реакции становятся менее гибкими. Одним из результатов этого является то, что наши реакции на основе схемы не позволяют удовлетворить важные для нас в нынешней ситуации потребности. Существуют адаптивные и дисфункциональные схемы Дисфункциональная схема:
|
В схема-терапии они называются ранними дисфункциональными схемами, или РДС.
Как развиваются схемы?
Схемы (РДС) развиваются из взаимоДействия темперамента и неудовлетворенных Детских потребностей.
П. Неудовлетворенные потребности показывают, насколько хорошо воспитатели и окружающая среда отвечали моим базовым ЭМОЦИОНиЬным потребностям в детстве.
Что такое базовые эмоциональные Детские «потребности»?
О Исследования по развитию ребенка выделяют пять базовых эмоциональных потребностей, которые есть у всех детей:
З. Свобода выражать свои чувства и потребности.
Недостаточное или чрезмерное удовлетворение потребностей приводит к развитию дисфункциональных схем!
Как развиваются и влияют на нас Дисфункциональные схемы
О
будучи ребенком, я не получал/а безопасности, защищенности и предсказуемости.
будучи взрослым, когда эта схема срабатывает, у меня может возникнуть ощущение, что я в опасности, одиночестве, никто не может обеспечить мне безопасность, эмоциональную поддержку, связь или защиту, в которых я отчаянно нуждаюсь и почти не могу обеспечить это для себя.
З. Если у меня есть схема Недоверия/Ожидания жестокого обращения, то я ...
...ожидаю, что другие будут лгать мне, обманывать, причинять боль или оскорблять, манипулировать, стыдить или использовать меня.
4. Если у меня есть схема Эмоциональной депривации, то я...
... ожидаю, что другие люди никогда не будут в достаточной мере удовлетворять мою потребность в эмоциональной поддержке, внимании, понимании, сопереживании и помощи.
О 5. Если у меня есть схема Недостаточного самоконтроля, то я . . .
. имею трудности с самоконтролем; например, я выражаю свои чувства и импульсы в экстремальном виде.
. или у меня низкая устойчивость к фрустрации в попытках достичь своих целей: например, я не люблю предпринимать постоянные усилия.
. . . чувствую себя изолированным от остального мира, или что я отличаюсь от других людей, или что я не являюсь частью группы, я ни к чему не отношусь.
. постоянно боюсь катастроф, которые я не могу предотвратить.
. .. слишком сильно привязываюсь к одному или нескольким людям в моей жизни и стараюсь быть рядом с ними до такой степени, что у меня нет социальной жизни или собственных интересов.
. .. убежден, что потерпел или потерплю неудачу в областях, где важен результат, например, в спорте, в учебе или на работе.
. . . то я легко отдаю контроль другим, потому что я чувствую, что должен (например, из-за страха перед последствиями).
. в повседневных ситуациях чрезмерно пытаюсь удовлетворять потребности других ценой собственного счастья.
. .. то я чрезмерно стараюсь добиться одобрения, похвалы или О внимания других, или стараюсь соответствовать окружающим ценой игнорирования моих собственных истинных чувств.
. я сосредотачиваюсь на негативных аспектах всего на протяжении всей моей жизни (например, подход «стакан наполовину пуст»).
. то я чрезмерно подавляю свои спонтанные чувства, действия или общение, обычно, чтобы избежать чувства неприязни или стыда или чтобы не потерять контроль над своими импульсами.
... убежден, что должен постоянно работать, чтобы соответствовать моим очень высоким стандартам поведения и достижений, чтобы избежать критики со стороны себя или других.
...убежден, что люди должны быть сурово наказаны, если они совершают ошибки.
Схемы подобны «проблемам» или проблемным областям, с которыми человек борется.
Схемы не активны все время. Они должны быть активированы О чем-то - обычно это ситуация, в которой вы находитесь, или взаимодействие с кем-то.
Когда наши схемы активированы, возникают интенсивные состояния, которые включают чувства, ощущения, мысли, действия и иногда воспоминания.
Мы предоставляем этот список схем, чтобы вы могли обдумать их, и вы можете обсудить их со своим личным терапевтом в рамках разработки вашего индивидуального плана терапии.
О
Объяснение схема-режимов
Режимы - это мгновенные эмоциональные состояния и ответные реакции, которые мы все испытываем. Часто они запускаются жизненными ситуациями, к которым мы чрезмерно чувствительны (наши «эмоциональные кнопки»). Схема-режим запускается при активации схемы. Схема-режимы состоят из сильных эмоций и/или жестких стилей совладания, которые контролируют функционирование человека.
Режим, в котором мы находимся, может быстро меняться, также режимы могут накладываться друг на друга. Мы называем это «переключением», и это очень часто встречается у людей с психическими расстройствами. Переключение режимов кажется пугающим, «сумасшедшим», подавляющим, и это утомительно.
Режимы, с которыми мы будем работать
Режимы избегания
Режимы гиперкомпенсации
Режимы капитуляции
Режим Уязвимого ребёнка
Режим Сердитого/Импульсивного ребёнка
З. Дисфункциональные критикующие режимы это усвоение негативных посланий наших родителей и других лиц, участвующих в нашем воспитании и обучним, и тех чувств, которые сопровождали наш детский опыт, связаный с ними.
Режим Карающего критика
Режим Требовательного критика
4. Здоровые режимы - это адаптивные реакции на нашу взрослую реальность и возможность доступа к творческим радостным аспектам жизни: Режим Здорового взрослого
Режим Счастливого ребёнка
Познакомьтесь с семейством режимов |
о О |
Психообразовательная сессия схема-терапии 2: Узнайте свои режимы
Если я нахожусь в дисфункциональном копинговом режиме, я чувствую (чувства): Если я нахожусь в дисфункциональном копинговом режиме, я думаю (мысли): |
|
Мои типичные действия в дисфункциональном копинговом режиме:
Типичные ситуации, которые запускают дисфункциональный копинговый режим:
Три варианта Дисфункциональныхх копинговых режимов
О
Избегание - беги
О • одно туациях, из мест, связаных где появляется с Достижениями.этот защитник, - в си-
Гиперкомпенсация - бей
Капитуляция — замри
2. Режим Уязвимого ребёнка
Если я в режиме Уязвимого ребёнка, я чувствую (чувства):
Если я в режиме Уязвимого ребёнка, я думаю (мысли):
Мои типичные действия в режиме СердитогоМмпульсивного ребёнка:
Типичные ситуации, которые запускают режим Сердитого/ Импульсивного ребёнка:
о
Усилить и развить режим Здорового взрослого так, чтобы он/она мог:
1. Успокоиться и изменить дисфункциональные копинговые режимы:
2. Заботиться о своем Уязвимом ребенке и защищать его:
Справляться с неудовлетворенными потребностями в безопасности, заботе, автономии, самовыражении и связи.
О Делать Уметь успокаиваться.то, что делают хорошие родители для любимого ребёнка.
Быть в состоянии поддержать Уязвимого ребенка, когда он напуган или столкнулся с вызовами.
З. Валидировать эмоции и потребности Сердитого ребенка и направить действие Импульсивного ребенка в конструктивное русло:
Научиться различать злость и импульсивность. Действовать ассертивно, чтобы удовлетворить потребности Сердитого ребенка в рамках сложившейся ситуации.
Научиться выражать гнев здоровым образом.
О• Эти режимы содержат весь внутренний гнев/ ненависть/отвержение и т.д., которые вы испытали в детстве.
Когда я в режиме Карающего/Требовательного критика, я чувстО вую (чувства):
Когда я в режиме Карающего/Требовательного кутика, я думаю (мысли):
сессий
В режиме Здорового взрослого я думаю (мысли):
Мои типичные действия в режиме Здорового взрослого:
Типичные ситуации, которые требуют режима Здорового взрослого: о
З. Режим Счастливого ребёнка
О умеют что им себя нравится развлечь. делать, Изучение они не находят и развитие никаких режима увлечений Счастливогои не
ребёнка даст вашему Здоровому взрослому необходимое чувство игры и веселья.
В режиме Счастливого ребёнка я чувствую (чувства):
В режиме Счастливого ребёнка я думаю (мысли):
Мои типичные действия в режиме Счастливого ребёнка:
Типичные ситуации, которые требуют режима Счастливого ребёнка:
Усилить и развить Здорового взрослого, так чтобы он/она мог(ла):
а) Конфронтировать с Карающим критиком и изгнать его.
чем наказание.
Ь) Подвести Требовательного критика к разумным стандартам:
а) Развивать режим Здорового взрослого, чтобы вы могли:
сессий
Групповые
Более здоровое распределение для работы в схема-терапии выглядит так: о |
Сессия 4 - сессия психообразования в СТ, описывает основные вмешательства, используемые в СТ. СТ объединяет когнитивную, экспериенциальную и поведенческую работу по изменению дисфункциональных жизненых паттернов, и эта интеграция является одной из уникальных особенностей модели. Пациенты, как правило, знакомы с когнитивными и поведенческими вмешательствами, поэтому основное внимание здесь уделяется экспериенциальным техникам и работе по объединению всех трех видов интервенций. На этой сессии обсуждается и объясняется работа с воображением, в том числе рескриптинг. Мы используем упражнение, которое демонстрирует пациентам, что они способны работать с воображением, и это не обязательно будет болезненным или травмирующим опытом. Это подробно описано в заметках терапевта к этой сессии.
Сессия 5 сфокусирована на РСР (режиме Счастливого ребенка). Изучение режимов продолжается с использованием игры в качестве связующего звена. К последней сессии важно выработать способность с некоторой легкостью говорить о режимах и заинтересованности пациентов в изучении
их собственных режимов. Это помогает избавиться от чувства вины за их проявления и формирует менее патологический взгляд на себя. Пациенты начинают понимать, что люди вокруг них все время находятся в различных состояниях, независимо от того, есть у них психологические диагнозы или нет. Этот подход также способствует важному терапевтическому фактору - единства и равности между людьми, КОТОРЫЙ групповые СТ хотят развивать.
о |
Психообразовательная сессия 4: Схема-терапия
- когда ваша реакция кажется чрезмерной, не соответствующей ситуации, но понятна в контексте вашего жизненного опыта. Эти сильные реакции могут быть страхом, гневом или активацией дисфункционального режима и могут быть использованы в качестве подсказок для понимания, какая схема была активирована и какоЙ режим срабатывает. Пример: Техники схема-терапии Схема-терапия включает в себя когнитивные, экспериенциальные и поведенческие техники и методы. Основные методы описаны ниже. |
о
чают терапевтов и участников, проигрывающих поведенческие проявления режимов; в индивидуальных сессиях для этого используется работа с пустым стулом.
Почему это необхоДимо?
Режим Уязвимого ребёнка хранит болезненные эмоции и воспоминания о ситуациях, которые мы называем «корневыми». В режиме Уязвимого ребёнка вы можете помнить или не помнить сознательно о корневой ситуации. Вы можете просто знать о пугающих или болезненных переживаниях. Воспоминания далеко не всегда хранят точные подробности мучительного опыта. Иногда до нас доходят только обрывки воспоминаний, и мы не знаем, с какой ситуацией в прошлом это связано. Это происходит, когда в раннем возрасте базовые эмоциональные потребности не удовлетворяются, когда мы сталкивались с отсутствием заботы или абъюзом. Исследования памяти подтверждают, что мы не можем достоверно хранить полные детальные воспоминания о событиях до 6-летнего возраста. Кроме того, сильная эмоция, будучи частью события, искажает воспоминания о нем. Так что не думайте, что что-то не так, если вы не можете легко определить корневую ситуацию сразу. Если событие произошло до того, как вы начали говорить, воспоминание может не сохраниться в вербальном виде.
Мы хотим, чтобы вы знали о своих «корневых» воспоминаниях, чтобы ваш режим Здорового взрослого мог создавать психологические противоядия - успокаивающие и смягчающие переживания для Уязвимого ребёнка, чтобы он мог исцелиться и вы могли двигаться вперед к более здоровой и счастливой жизни.
Что происхоДит в упражнениях на воображение?
Как работают упражнения на воображение и рескриптинг?
З. Поведенческие техники — это метоДы избавления от старых привычек и развития новых навыков
К сожалению, этого неДостаточно для:
Цель схема-терапии
О |
• Только заменив нездоровое поведение и паттерны, управляемые реяшмами, на здоровые взрослые навыки, вы сможете полностью осознать положительное влияние на свою њвнь изменений, которых вы добились во время психотерапии. Схема-терапия — уникальный метод лечения, поскольку она включает в себя все три необходимых компонента для значительных позитивных изменений в вашей жизни. Мы думаем, что именно поэтому исследования в области схема-терапии демонстрируют такие большие положительные изменения у людей с психическими расстройствами и улучшение качества их жизни. |
|
|
|
1. «Что за (режим)?» Игра Мы собираемся сыграть в игру, чтобы вы попрактиковались в определении режимов. Это похоже на старое американское телевизионное шоу, в котором участвуют К.) люди разных профессий, и участниш дискуссии задают им вопросы, чтобы попытаться угадать их профессию. В нашей игре это будет режим, в котором находится человек, а мы будем угадывать, что это за рехмм. Вся группа участвует в дискуссии, каждый может задавать вопросы - кто, что, где, когда, почему. И смотреть, как участник группы отвечает на вопросы в режиме. Нельзя задавать конкретные вопросы о режиме, но можно спрашивать что-то еще, например: «У тебя было много друзей в детстве?», «Какое твое любимое занятие?» и так далее. Есть карточки с предложениями вопросов. |
||
сессий
12 сессий по развитию навыков осознавания режимов
Человек может быть в следующем режиме: |
После ознакомления с концепцией режимов в группе психообразования о СТ пациенты должны научиться осознавать свои собственные режимы в повседневной жизни. Осознание имеет когнитивный компонент («Что я думаю?»), эмоциональный компонент («Как я себя чувствую?»), физиологический компонент («Могу ли я заметить какие-либо изменения в моем теле?») и поведенческий компонент («Какие действия я должен предпринять?»). Целью этих сессий является осознание пациентами того, что режим активируется еще до начала действия. Первые шесть сессий посвящены осознанию когнитивного, эмоционального и физиологического компонентов режимов, их триггеров в настоящем времени и прошлого опыта, с которым связан режим. Ещё шесть сессий посвящены практике осознанности для работы по изменению режимов. Один из способов обучения пациентов распознаванию режимов — видеть и слышать примеры проявления режимов у других пациентов. для этого им предлагается выполнить задание 1 по осознанию режима: осознание дисфункционального копингового режима (МА 1-МСМ1) перед первой сессией. Этот раздаточный материал предоставляется пациентам в конце последней сессии, посвященной психообразованию в СТ.
Эти сессии способствуют развитию РЗВ, мыслей (комиций), чувств и навыков, необходимых для удовлетворения потребностей, скрывающихся за режимом: например, для замены дисфункционального режима на более здоровое поведение.
Во втором цикле сессий осознания режимов основное внимание уделяется использованию осознанности для изменения поведения в режиме. Сессии 1—4 «Осознание режима» начинаются с обсуждения раздаточного материала, в котором представлены примеры, относящиеся к обсуждаемому режиму. Предоставление примеров снижает страх пациентов ошибиться или выглядеть глупо, способствует более точному пониманию заданий и повышает ве-
роятность того, что они будут выполнены. В этом примере выявляется ситуация, вызвавшая режим и связанные с ним мысли, чувства и физические реакции, потребность, лежащую в основе режима, и связь текущего опыта с детскими переживаниями. Если пациенты не могут идентифицировать какиелибо связанные детские воспоминания, мы вместо этого сосредотачиваемся на базовой эмоциональной потребности. Имейте в виду, что неспособность окунуться в детские воспоминания может быть проявлением избегающего режима или указывать на то, что память возвращает нас к довербальной стадии развития. В этом случае за режимом скрывается потребность в безопасности. Важно избегать ложных воспоминаний, которые могут возникнуть, чтобы заполнить этот пробел.
Сессия 1 фокусируется на ДКР. Чтобы учесть значительные различия, которые возможны в группах пациентов, мы не указали конкретный ДКР. Пациенты могут просто писать о своем режиме, обращаясь к психообразовательным материалам СТ, если это необходимо.
Сессия 2 фокусируется на дисфункциональных критикующих режимах (режим Карающего и Требовательного критика). Мы предоставили два разных раздаточных материала для этой сессии: версия А с упором на режим Карающего критика и версия В с упором на режим Требовательного КРИТИка. Если пациенты в вашей группе испытывают большие трудности с одним из этих двух режимов, сфокусируйтесь на них. Установив связь с детскими переживаниями, вы можете понять, с какими важными фигурами в жизни пациента связан ДКрР. Это та информация, которой важно делиться с другими терапевтами, и особенно на индивидуальных сессиях пациента.
Сессия З фокусируется на УР. Схема-терапевтическое видение УР может варьироваться в зависимости от переживаемых чувств и депривированной потребности в детстве. Пример в раздаточном материале сфокусирован на одиноком УР, но вы можете изменить пример, если первичные эмоции, которые испытывают ваши пациенты, отличаются; например, это может быть стыдящийся или боязливыЙ/покинутыЙ УР.
Сессия 4 фокусируется на ИР/СР. для ИР/СР особенно важно научиться распознавать физические сигналы, такие как волны тепла, жар, возбуждение, напряжение, сжимание челюстей и так далее. Пациенту, который находится в состоянии ИР/СР, обычно трудно думать, поэтому физические сигналы особенно полезны в качестве маркеров осознанности.
Сессия 5 фокусируется на РСР, и раздаточный материал немного меняется. Пациентам с психологическими проблемами часто трудно ощутить своего Счастливого ребенка. По этой причине в раздаточном материале мы рассматриваем режимы, которые мешают прочувствовать его. Негативные и травмирующие детские воспоминания могут вызывать дисфункциональные режимы, которые мешают ощутить РСР. Порой пациентам на ум приходят позитивные детские воспоминания, которыми хорошо бы поделиться