правильно.
Тот факт, что пациент, страдающий ОКР, обращается за помощью к психотерапевту, указывает на то, что он признает необходимость оказания ему помощи в совладании с его обсессивным расстройством. И психотерапевты играют важную роль в создании окружающей обстановки, в которой пациент чувствует, что его понимают. Если мы преуспели в пытливости и сотрудничестве с пациентом, то у нас появится выработанная нами особенная формулировка. Подытожив представление пациента об его обсессивном расстройстве (теории А) и выработав альтернативное представление, в котором его обсессивное расстройство переосмысливается как “расстройство, несущее беспокойство” (теория В), мы сталкиваемся далее с проблемой оказания помощи пациенту в достижении и выборе пути к изменению. Теория А/В дает общее основание для осмысления, а следовательно, и реагирования по-новому на особый образ мыслей и характер поведения пациента при ОКР. И этот процесс основывается на следующем принципе: люди, страдающие ОКР, убеждены, по понятным причинам, что их страхи и действия для со- владания с этими страхами оправданны. Из данного процесса следует, что пациенту, страдающему ОКР, необходимо сделать следующий шаг, выбрав противостояние своим страхам вместо того, чтобы забиться в угол, льстить себя тщетными надеждами, принуждаться или подчиняться, винить себя, но не выбрать возможность избавиться от ОКР.
Выбор противостояния своим страхам с намерением не возвращаться к ним имеет совершенно иной и замечательный эффект. Он переносит внимание пациента на теорию В, когда тот начинает осмысливать следующую идею: “Мое затруднение в беспокойстве об этом”. И как только будет принято решение сделать такой выбор, оно вообще не покажется пациенту таким уж и плохим, как ожидалось с точки зрения тревоги и дискомфорта. Противостояние своим страхам действует просто и замечательно, но при условии, что пациент не держит в уме мысль, что он мог бы вернуться впоследствии к таким ритуалам, как мытье, проверка, нейтрализация, молитва.
Ниже приведена метафора, описывающая начало активного лечения ОКР, когда пациенту предлагается представить себя на корабле.
“Если вы пытаетесь воспользоваться аварийным люком (т.е. внушаете себе, например, такую мысль: “Я могу помыть руки позже” или “Я могу попросить у Бога прощения позднее”), то на самом деле вы открываете аварийный люк ниже ватерлинии! И тогда вода (т.е. ваши страхи по поводу ОКР) хлынет внутрь корабля, если вы отправитесь в плавание (т.е. станете противостоять своим страхам, связанным с ОКР) с открытым аварийным люком. В итоге вы утонете в своих страхах, вызываемых ОКР”.
Если пациент, страдающий ОКР, собирается вернуться к обсессивнному способу совладания со своими мыслями, он будет и далее претерпевать тревогу, дискомфорт и эмоциональное расстройство от такого противостояния, не извлекая никакой выгоды из стремления избавиться от ОКР.
Выполняя свою роль психотерапевта, вам иногда необходимо сказать пациенту, что противостоять компульсиям в как можно большей степени вполне допустимо. Ведь это все же лучше, чем сдаться сразу, хотя такое противостояние принесет лишь умеренные и временные улучшения. В данном случае “сделка с дьяволом” все еще имеет место, и это означает, что компульсивное поведение по-прежнему основывается на допущениях, что компульсии действительно нужны для предотвращения вреда и ответственности. Главная идея состоит в следующем: когда вы можете это сделать, оно действительно действует, и когда вы приступаете, сделать это легче, чем вам кажется.
Свое состояние в данном случае один пациент с диагнозом ОКР описал таким образом.
“Я выяснил, что намного лучше чувствовать себя весь день изможденным вследствие противостояния моему ОКР, чем из-за того, что я весь день поддавался своемУ ОКР. Я обнарУжил, что, в конечном счете, я изнУряюсь меньше, противостоя ему. И я вижу, что мог бы таким пУтем вернУться к нормальной жизни, вместо того чтобы оставаться и дальше рабом своего расстройства, даже не надеясь на возобновление контроля над своей жизнью”.
Чтобы по-настоящему понять ОКР, почувствовать и проявить искреннее сочувствие к пациенту, вам, возможно, придется представить себя на некоторое время в шкуре пациента. Иными словами, почувствовать, что значит столкнуть с альтернативным представлением. И хотя жить сообразно с теорией В вполне логично, в действительности это кажется рискованным, а порой и пугающим делом. И вам очень важно признаться своему пациенту, что и вас это напугало бы, если бы вы оказались на его месте. Психообразование в отношении тревоги может содействовать данному процессу, хотя в контексте нормализации пациенту важно сказать: “И не беспокойтесь, что с вашим умом не все в порядке, он делает то, что и должен делать” (см. ниже врезку 3.3).
Врезка 3.3. Психообразование в отношении "ложной тревоги" в мозгу
Человеческий мозг является результатом эволюции в течение миллионов лет. Мы обладаем многими сильно развитыми способностями, позволяющими нам вести ныне Утонченный образ жизни. Можно считать, что человеческий мозг причастен к окрУжающей нас архитектУре, созданию Интернета и многих чУдесных произведений искУсства, музыки и литератУры. Наш мозг можно Условно разделить на “старый мозг” (более примитивнУю часть нашего мозга, существующую с самых давних времен) и “новый мозг” (относительно недавно развившиеся способности; например, способность к мысленномУ представлению и рассУждению).
В нашем мозгу имеется система обнарУжения Угрозы, которая называется амигдалой или миндалевидным телом и является составной частью нашего “старого мозга’: Эта система “предупреждения угрозы” находится постоянно начеку в отношении потенциальных угроз, и если она обнаружит что-нибудь
такое, что мото бы представлять опасность, он вызовет ответную реакцию “борьбы или бегства’’ и зачастую прежде, чем мы даже осознаем какую-нибудь опасность. И в этом есть свой смысл, поскольку приоритетом человеческого мозга является содействие выживанию. Благодаря такой системе предупреждения угрозы мы остаемся в безопасности, поскольку она заставляет
нас действовать очень быстро, и зачастую еще до того, как мыслящая часть
( |
« u »\
новый мозг ) заметит опасность.
Когда система предупреждения угрозы в нашем мозгу обнаруживает любого рода опасность, то оказывается, что мы действуем очень быстро, даже не думая. И это имеет свой смысл. Так, если мы собираемся перейти оживленную дорогу, которая кажется свободной от транспорта в обоих направлениях, но затем слышим звук сирены, то обычно отступаем автоматически на тротуар. Вполне возможно, что у нас было достаточно времени, чтобы перейти дорогу, и мы могли бы, посмотрев в обоих направлениях, выяснить, насколько безопасно это было бы сделать. Но прежде чем вступит в действие “мыслительная” часть нашего мозга, произойдет наша автоматическая реакция отступить назад на тротуар. Система предупреждения угрозы в нашем мозгу запрограммирована на то, чтобы заставить нас действовать по принципу “береженого Бог бережет” С эволюционной точки зрения в этом есть свой смысл. Ведь если примитивный человек слышал шорох в кустах, для него имело больший смысл всегда истолковывать это как угрозу (например, всегда реагировать так, как будто в кустах прячется хищник, даже если это может быть всего лишь звук птицы или порыв ветра), чтобы вовремя спастись бегством, если это был действительно хищник. С точки зрения выживания, спасаясь бегством, человек ничего особенного не теряет, по какой бы причине он не израсходовал на это свою энергию. Однако последствия такого постука оказываются намного более серьезными, если мы допустим, что находимся в безопасности, когда это совсем не так. Таким образом, мы как вид развивались с системой предупреждения угрозы, которая настроена на срабатывание в ответ на любые потенциально угрожающие стимулы, что и заставляет нас действовать по принципу “береженого Бог бережет”
Иногда система предупреждения угрозы в нашем мозгу может оказаться излишне чувствительной, а следовательно, она будет действовать неэффективно подобно дыму, предупреждающему, что хлеб в тостере пригорел, или охранной сигнализации автомобиля, которая срабатывает, когда кто-нибудь проходит мимо него. Следовательно, нам, возможно, придется перенастроить свою систему предупреждения угрозы таким образом, чтобы она перестала издавать сигналы “ложной тревогиОКР заставляет нас становиться излишне чувствительными к особым видам угроз, на чем бы ни были сосредоточены наши навязчивые мысли (например, на педофилии, заражении или загрязнении). И вполне возможно, что для запуска в действие нашей системы предупреждения угрозы потребуется совсем немного (например, человеку с навязчивыми мыслями о том, что он педофил, достаточно оказаться в кругу детей, чтобы почувствовать опасность). И в этом случае наша система предупреждения угрозы может вызвать у нас ответную реакцию “борьбы или бегства”, чтобы мы почувствовали необходимость избежать опасности и соответственно действовать. Со временем мы можем развить в себе хорошо отрепетированные реакции на подобные сигналы “ложной тревоги” Благодаря этому в нас укрепляется ощущение необходимости обезопасить себя каким-то образом, и нам уже труднее идти на риск. Отрицательно действующее переживание тревоги само становится сильным подкрепляющим стимулом.
Сила воображения
Способности нашего нового мозга к воображению дают нам замечательный простор для творчества и увлечений в жизни. Однако способности нашего нового мозга к воображению и мышлению могут иногда быть похищены системой предупреждения угрозы, действующей в нашем старом мозгу.
Чтобы наглядно показать силу воображения, просто рассмотрим, что происходит в нашем организме, когда мы смотрим кулинарную телепередачу. Вид приготовляемой пищи на экране телевизора раздражает наши слюнные железы и органы пищеварения, и поэтому наш организм реагирует так, как будто мы принимаем пищу, хотя и знаем, что лишь смотрим телевизор, а в перспективе нас ничего особенно возбуждающего аппетит не ожидает. Аналогично, если мы смотрим фильм ужасов, то можем почувствовать нервозность, а, может быть, даже чье-то присутствие за дверями или занавеской в ванной! И хотя мы знаем, что всего лишь смотрим фильм, находась дома в полной безопасности, мы не можем не почувствовать, как опасность будто бы скрывается в углу. Подобным образом, если мы читаем эротическую литературу, рассматриваем эротические фотографии или смотрим сексуальные сцены по телевизору, то можем почувствовать сексуальное возбуждение в нашем теле. И в этом случае мы хорошо знаем, что мы всего лишь увлечены сексом, но наше тело все равно подготавливает нас к нему.
Все эти примеры наглядно показывают сильное влияние способности мозга к воображению на реакции нашего организма. Достаточно подумать о пище, опасности или сексе, чтобы в нашем организме активизировались соответствующие реакции, а если мысленно представить себе что-нибудь угрожающее, то активизируется реакция на угрозу. И это очень важно иметь виду при ОКР, поскольку это помогает нам лучше понять, что одного лишь наличия навязчивых когниций (например, сомнений по поводу закрытой двери,
образов микробов или навязчивых мыслей о сексуальном контакте с ребенком) оказывается достаточно, чтобы активизировать систему предупреждения угрозы в нашем мозгу и соответствующие эмоциональные реакции.
И как только она активизируется, мы готовы отреагировать по принципу “береженого Бог бережет” (например, вернуться и проверить, закрыта ли дверь, продолжать мыть руки до тех пор, пока не появится ощущение, что они чистые, избегать любого контакта с детьми).
Все это очень важно иметь в виду, берясь лечить ОКР, Истолкование навязчивых мыслей как сигналов “ложной тревоги” поможет пациенту отказаться от бесполезных реакций, а также смягчить ощущение угрозы, связанное с навязчивыми мыслями, По существу, истолкование навязчивых мыслей не более чем обычных мыслей является главной особенностью данного процесса. Ясно, что это может оказаться трудным делом, когда активизируется реакция организма на угрозу. Это все равно, что остаться в здании, когда сработает пожарная сигнализация. Но это легче сделать, если знать, что тревога ложная. Таким образом, реагировать на навязчивые мысли следует так, как будто все они являются сигналами ложной тревоги. Эти идеи вытекают из работы Пола Гилберта и его коллег по сострадательной терапии [Gilbert, -].
К этим идеям мы можем вернуться на стадии активного изменения, Наше ошибочное истолкование происходящего приводит к “ложной тревоге’: которая может возыметь эффект подкрепления реакции на теорию А. Трудность следования теории В состоит в истолковании навязчивых мыслей так, как будто они имеют другое смысловое значение, чтобы они не вызывали “ложную тревогу”.
Мы можем пойти еще дальше, прибегнув к метафоре горных путей. Реакция на теорию А развилась в условиях тревожного умонастроения. В ходе терапии мы развиваем альтернативное представление (теорию В) в условиях нетревожного умонастроения, как показано на приведенном ниже рисунке.
Тревожное умонастроение Нетревожное умонастроение
|
Это поможет нам объяснить, почему теория А кажется уместной реакцией, когда мы тревожимся, и почему имеет смысл обсуждать теорию В во время беседы пациента с психотерапевтом в его лечебном кабинете даже тогда, когда имеется намного меньше доверия к теории А. Хотя это, может быть, трудно сделать в условиях тревоги, Таким образом, самое трудное в тера-
пии — действовать сообразно с теорией В, находясь в условиях тревоги, т.е. начать прокладывать “новый путь”.
Поведенческие эксперименты на сеансах терапии могут сыграть решающую роль в том, чтобы помочь пациенту стать на этот незнакомый ему путь. Ведь это легче сделать вместе, чем ожидать, что в первый раз пациент самостоятельно встанет на такой путь, как показано на приведенном ниже рисунке.
Тревожное умонастроение Нетревожное умонастроение
V I
(Теория/Г) ТеориаБ]
По мере прокладывания нового пути старый путь к теории А становится все более заброшенным и разрушенным. И со временем новый путь становится преобладающим, а идти по нему — с каждым разом все легче, как показано на приведенном ниже рисунке.
Тревожное умонастроение Нетревожное умонастроение
X,"""-"-- д----
( Теория А] [Теория В j
Тревожное умонастроение Нетревожное умонастроение |
JL ; Теория В . |
Если это происходит, то пациент продолжает идти по пути к теории А, который совсем не разрушается. В итоге пациент не полностью отдает себе отчет в происходящем, если он все же придерживается теории В, а ОКР продолжает вызывать у него тревогу, как и прежде.
Если данное расстройство присутствует у пациента долгое время (годами, а, может быть, и десятками лет), то ему будет еще труднее размышлять над тем, чтобы отбросить свое представление о расстройстве по теории А. Представьте на некоторое время, как бы вы себя чувствовали, если бы ваше
собственное представление о реальности было подорвано. Несмотря на то, что представление о данном расстройстве по теории В может принести чувство освобождения и облегчения, оно может также принести чувство замешательства (например: “Если бы только я обнаружил это раньше”), потери (например: “Я столько потерял”) и самокритики (например: “Я сам виноват, что оказался в такой беде”). Очень важно признать подобные чувства, если они имеются, и еще раз отметить, что пациент старался сделать все, что только мог, исходя из своего понимания в тот момент. Побудите своего пациента рассмотреть то, что ему хотелось бы сделать, исходя из этого нового представления о данном расстройстве.
Тот факт, что пациент, страдающий ОКР, обращается к терапии, указывает на его желание некоторых изменений. Модели стадий изменений (см., например, в [Prochaska and DiClemente, 1982]) могут оказать нам помощь в понимании трудностей, с которыми приходится иметь дело на разных стадиях изменений. На стадии предразмышления, когда отсутствует осознание возникшего затруднения, пациент, страдающий ОКР, может не признавать ОКР проблематичным расстройством и действительно рассматривать свои компульсии существенными или хотя бы “полезными”. На данной стадии он вряд ли обратится к терапии, если только его не побудят к этому опасения близкого ему человека. В таком случае его можно оценить как имеющего “слабое или отсутствующее представление” (по терминологии руководства DSM-5) о своем психологическом расстройстве.
Процесс выработки общего понимания данного расстройства в формулировке, охватывающей опыт пациента и наглядно показывающей проблематичность поиска верного решения, сам по себе является вмешательством. Такое понимание поможет пациенту перейти к стадии “размышления”, где он осознает необходимость изменений, хотя он может быть не уверен в готовности предпринять подобный шаг. Важная роль психотерапевта состоит в том, чтобы помочь пациенту перейти к стадии “подготовки к изменениям”, где он решится на изменения и подготовится перейти к стадии “действия”, где он будет активно экспериментировать со своим образом жизни сообразно с теорией В. Далее рассматривается ряд стратегий, которые могут оказать помощь пациенту, все еще сомневающемуся в “выборе изменений”.
Выработав альтернативное объяснение (теорию В) причин, по которым ОКР остается у пациента, мы можем сформировать остаток терапии как период совместной работы с пациентом над тем, чтобы проверить, дает ли теория В заслуживающее доверия объяснение переживаний пациента, включая взвешивание преимуществ и недостатков каждой теории с помощью метафоры страхования. В приведенном ниже диалоге психотерапевта и пациента наглядно показано, как это делается.
ПСИХОТЕРАПЕВТ: Как долго вы жили сообразно с теорией А?
СОЛ: Около 7 лет.
ПСИХОТЕРАПЕВТ: И насколько удобной данная теория была для вас все это время? На что из произошедшего со временем вы обратили внимание?
СОЛ: Ну, поначалу все шло хорошо, но потом стало хуже. В итоге я стал выполнять работу, которая мне не очень нравилась, просто потому, что это означало, что мне удавалось немного легче справляться с ОКР. Я даже стремлюсь теперь удержаться на этой работе.
ПСИХОТЕРАПЕВТ: Верно. Мелкие способы справиться с недугом стали с годами более крупными, требовательными и отнимающими немало времени, не так ли?
СОЛ: Пожалуй.
ПСИХОТЕРАПЕВТ: Итак, привел ли к каким-нибудь улучшениям в состоянии ОКР образ вашей жизни сообразно с теорией А за последние 7 лет?
СОЛ: Нет, но ничего пагубного при этом не случилось. Я считаю, что мне приходилось прилагать все больше усилий, чтобы ничего не вышло неверно.
ПСИХОТЕРАПЕВТ: Мне бы хотелось, чтобы мы провели вместе с вами эксперимент по проверке теории В. Итак, вы вели свой образ жизни сообразно с теорией А, и все это время вам казалось единственно разумным защитить себя. Однако теория В дает также объяснение всему, что вы делали до сих пор. Вам удалось прожить сообразно с теорией А семь лет, а что вы думаете по поводу того, чтобы проверить теорию В на протяжении нескольких следующих недель?
СОЛ: Я не знаю. Мне кажется это рискованным. Что это будет подразумевать?
ПСИХОТЕРАПЕВТ: Ну, если просмотреть на лист, где сравниваются теории А и В, это, по существу, будет подразумевать жизнь сообразно с теорией В на протяжении нескольких следующих недель [указывает пациенту на ту часть листа сравнения теории А/В, где написано: “Что нужно мне сделать, чтобы жить сообразно с теорией В?”]
СОЛ: Я понимаю то, что вы говорите, но мне кажется, что я буду искушать судьбу. Мне бы хотелось, чтобы вы могли гарантировать, что ничего плохого не случится, но ведь вы не можете дать мне такую гарантию.
ПСИХОТЕРАПЕВТ: Вы правы. Я не могу гарантировать, что ничего плохого не случится. Но если вы будете и дальше жить сообразно с теорией А, то я могу вам гарантировать, что ваша жизнь станет более или менее ограниченной, а ОКР еще крепче овладеет вашей жизнью. [Примечание: тон психотерапевта должен выражать озабоченность, а не быть наставительным.]
СОЛ: Я не думаю, что смог бы это вынести.
ПСИХОТЕРАПЕВТ: А я от вас этого и не требую. Именно поэтому вы обратились за помощью. Если вы желаете поэкспериментировать со своим образом жизни сообразно теории В, то какие потенциальные выгоды это могло бы вам принести?
СОЛ: Ну, мне просто было бы намного легче продолжать жить дальше.
ПСИХОТЕРАПЕВТ: Совершенно верно. И что это означало бы для вашего будущего? [указывает пациенту на ту часть листа сравнения теории А и В, где написано: “Какой прогноз на будущее дает мне теория В?”]
СОЛ: Да, это рисует мне лучшее будущее, чем теория А. Но я не смог бы перенести, если бы что-то пошло не так. Ведь это была бы моя вина.
ПСИХОТЕРАПЕВТ: Это действительно кажется рискованным, и не могу дать вам никаких гарантий. А что бы вы сказали, если бы я предложил вам заключить договор страхования, гарантирующий, что ваш дом никогда не будет ограблен или поврежден и ничего вообще не случится с близкими вам людьми?
СОЛ: Я бы заключил его! А в чем здесь подвох?
ПСИХОТЕРАПЕВТ: Премиальные 10 тысяч в месяц.
СОЛ: Ну, это смешно!
ПСИХОТЕРАПЕВТ: Может быть, нов этом договоре предлагается чрезвычайно высокий уровень страхового покрытия, и поэтому затраты должны быть большими.
СОЛ: Но ведь никто не смог бы себе такого позволить.
ПСИХОТЕРАПЕВТ: Разумеется, я не могу предложить вам такой договор страхования. Ведь никто не может дать вам такие гарантии. В договорах страхования предлагается лишь частичное возмещение нанесенного ущерба, чтобы помочь подписавшему его справиться с последствиями, когда случится что-то плохое, а не гарантии, что ничего плохого не случится.
СОЛ: Пожалуй, так.
ПСИХОТЕРАПЕВТ: Аналогичным образом, никто не может вам гарантировать, что ничего плохого не случится, если вы опробуете теорию В. Ведь и образ жизни сообразно с теорией А никак этого не гарантирует.
СОЛ: Но менее вероятно, что это случится.
ПСИХОТЕРАПЕВТ: Может быть, так и кажется. Но это дастся вам ценой больших затрат вроде чрезмерного договора страхования. Вы правы в том, что в жизни может случиться что-то плохое, и ничто нас от этого не застрахует. Но в вашем случае произошло следующее: старясь как можно ближе подобраться к тому, что давало бы вам гарантию, вы постоянно пытались обезопасить себя до такой степени, что ваша жизнь стала для вас ничтожной. Вы пытались справиться с данным расстройством по-своему в течение семи лет, но все, по-видимому, стало еще хуже. А как насчет того, чтобы поэкспериментировать с этим в течение нескольких последующих недель? По окончании этих нескольких недель вы можете сами решить, желаете ли вы вернуться к тому, чтобы делать все по-своему, т.е. жить сообразно с теорией А. Что вы на это скажете?
Побудите пациента обратиться к процессу явного рассмотрения затрат и
выгод от изменений в сравнении с их отсутствием. В качестве примера преимущества и недостатки изменений для кофевара Сола, у которого раньше все
было, как полагается, приведены в табл. 3.10.
Таблица 3.10. Четырехсторонний анализ преимуществ и недостатков изменений и неизменности состояния
Преимущества неизменности состояния Недостатки неизменности состояния
Такое состояние кажется знакомым и "безопасным" Тревога и стресс продолжается
Друзей раздражает
Семья беспокоится
На повторение действий тратится время
Ничего не успеваю
Преимущества изменений Недостатки изменений
Я мог бы начать вести нормальный образ жизни, Тревога
избавившись от ОКР
Тревога должна пройти Не знаю, на что это будет похоже.
Ничего неизвестно
Я смогу лучше исполнять свои обязанности на работе
Я мог бы попроситься на другую работу или на курсы повышения квалификации
Я смогу больше видеться с друзьями
Начните данное упражнение вместе с пациентом на сеансе терапии, попросив пациента продолжить его в качестве домашнего задания. При просмотре домашнего задания на следующем сеансе терапии полезно указать пациенту на цели терапии, чтобы помочь ему рассмотреть любые дополнительные затраты на неизменность его состояния или выгоды от изменений, которые он еще не выявил. Кроме того, обратите особое внимание на “преимущества неизменности состояния” и “недостатки изменений”, поскольку некоторые идеи могут быть подвергнуты сомнению. И здесь вы можете, например, выразить недоумение по поводу той идеи, что пациент чувствует себя в безопасности благодаря компульсиям, поскольку это редко кому удается. Вероятнее всего, он постоянно чувствует, что беда стучится в его дверь.
Здесь может пригодиться метафора “выкапывания себя из ямы”. Так, если вы попали в яму, не пытайтесь копать дальше (т.е. продолжать ППУ), выбрать другую лопату (другое ППУ) или просить товарища копать вместе с вами (искать утешения или убежища у других людей). Вместо этого выбирайтесь из ямы сами.
Несмотря на относительно небольшой объем этого раздела книги, он имеет существенное значение во всех случаях для включения в курс терапии активных поведенческих экспериментов, позволяющих не только подтвердить теорию В, но и помочь пациенту исправить те области его жизни, которые были поражены ОКР. Идеальный способ перейти на данную решающую стадию столкновения со страхами, воздерживаясь от компульсивного поведения (т.е. проводя поведенческие эксперименты, включающие экспозиционную терапию с подавлением реакции — ЭТПР) состоит в том, чтобы разобрать формулировку теории В (порочный цветок) и привлечь пациента к обсуждению ее последствий, а также того, как ему следует преодолевать ОКР. Из подобного обсуждения, вероятнее всего, будет сделан такой вывод: “противоборствовать хулигану”, “выяснить, что на самом деле происходит” и т.д. Такой вывод психотерапевт подкрепляет указанием на то, что если он и собирается что-то сделать, то ему придется сделать это особым образом, чтобы поддержать пациента и в максимальной степени расширить имеющиеся у него знания, согласовав “правила его участия” в экспериментах. Эти правила могут быть разными, но обычно они включают в себя следующие идеи.
• Когда мы будем делать что-то вместе с вами, я буду оставаться с вами до тех пор, пока какое-нибудь эмоциональное расстройство, дискомфорт или тревога не начнет значительно ослабевать.
Выбор ранних заданий и порядка, в котором должны разрешаться затруднения, в значительной степени зависит от уверенности пациента, степени, до которой каждая особенность расстройства мешает его разрешению, степени, до которой данная особенность расстройства проявляется в обычном окружении пациента, и, конечно, от его готовности выполнять задание. Короче говоря, такой выбор должен быть согласован с пациентом, страдающим ОКР, но при этом психотерапевт должен попросить пациента “взять на себя инициативу”. Как правило, поведенческие эксперименты должны начинаться с такого задания, которое вызовет у пациента умеренный дискомфорт. Выбранная цель таких экспериментов должна соответствовать жизненному укладу и целям пациента, чтобы достигнутый успех был самозакрепляющимся.
Поведенческие эксперименты составляют главное домашнее задание. Принимая во внимание особенно тяжелый характер ОКР, очень важно следить за исполнительностью пациента в отношении домашних заданий. Обращайте внимание на избегание, неполную правдивость в отношении домашних заданий или полное прекращение лечения. Этого можно избежать, добиваясь согласия пациента, а не просто давая ему домашнее задание. При этом психотерапевт должен пояснить пациенту: “Всякий раз, когда домашнее задание кажется вам трудным, мы можем узнать больше о данном расстройстве и его воздействии на вас. Поэтому очень важно, чтобы вы как можно более усердно выполнили все согласованное нами домашнее задание. Но если вы не в состоянии с ним справиться, то постарайтесь подробно описать в своих заметках, что, собственно, произошло, чтобы мы смогли лучше справиться с подобными затруднениями, когда они появятся в будущем. Зачастую возникающие затруднения оказываются разными особенностями той обсессии, в которой мы еще не разобрались”.
Пациент, страдающий ОКР, должен контролировать порядок появления подобных трудностей, руководствуясь важными принципами, которые обеспечат наилучшие их последствия. И эти принципы таковы. ,