Экспозиции вне офиса терапевта
Экспозиции in vivo могут потребовать гибкости с точки зрения условий лечения, поскольку иногда трудно вызвать определённые навязчивые опасения в офисе терапевта. По этой причине иногда более полезно и практично проводить экспозиции за пределами офиса там, где клиент испытывает большинство своих проблем. Это может быть в доме, но другие экспозиции могут проходить в других местах, таких как детская площадка, гей-бары или стриптиз-клубы.
При рассмотрении внешних экспозиций вам необходимо будет поддерживать баланс между выгодой для клиента и тем, как вы можете повлиять на других людей из его окружения. Например, попросить человека, который боится быть педофилом, пойти в одиночку в общественный парк или в ресторан быстрого питания, чтобы внимательно посмотреть на играющих детей, может быть жизнеспособной экспозицией, но это также может вызвать тревогу у родителей и даже поставить клиента под угрозу попасть в беду. Ниже приведены примеры того, что не следует делать из-за публичного разоблачения. Для человека с ОКР на педофилическую тематику: подойти к родителям с детьми на детской площадке и объявить себя педофилом или прокомментировать своё желание похитить или причинить детям вред. Это может вызвать у родителей и детей чрезмерный стресс и даже привести к тому, что они обратятся в органы власти. Для кого-то с ОКР на тему сексуальной ориентации (СО-ОКР) подойти к кому-то, кого вы считаете (или действительно знаете) является геем, и публично продемонстрировать свою сексуальную ориентацию может быть не очень хорошей идеей. Если вы не знаете, что человек «открылся» всем, и ему удобно говорить на эту тему во всех ситуациях, вы можете раскрыть то, что он не хочет знать, или что он предпочитает не обсуждать с вами или в присутствии других людей. Тех, кто чувствует, что может действовать по сексуальному импульсу к другому взрослому, вы не должны просить подойти к незнакомым людям и заявить, что они насильники или что они хотят сделать что-то сексуально неприемлемое для них. Как и в предыдущих примерах, это может травмировать другого человека и даже рассматриваться как уголовное преступление. Ещё один пример возможной проблемной экспозиции может заключаться в том, чтобы побудить женщину, которая боится скотоложества, подойти к незнакомой собаке в парке. Возможно, будет более уместно, если клиент сначала спросит владельца, а затем вежливо и безопасно подойдёт к собаке. Мы надеемся, что эти примеры кажутся здравым смыслом, но мы действительно видим некоторые творческие, но чрезмерно усердные идеи экспозиции, которые, по нашему мнению, должны быть переосмыслены, прежде чем действовать.
Как отмечалось ранее, терапевт должен также рассмотреть возможность посещения дома, когда ситуации или места в доме являются фокусом симптомов ОКР. Это позволяет терапевту наблюдать за домашней средой и функционированием клиента в ней, а также проводить тренировку упражнений на экспозицию в этой среде. Во время домашнего визита терапевт должен отметить области, вызывающие беспокойство, чтобы обратиться к клиенту. Например, одна клиентка с ужасом избегала определённой комнаты в доме, где был компьютер, который использовался другим человеком в доме для порнографического просмотра онлайн-материалов. Она боялась, что, прикоснувшись к компьютеру, столу или ближайшим предметам, она может соприкоснуться со спермой, которая может оплодотворить её. В её случае экспозиции включали устранение избегания, проведение времени в избегаемом пространстве и даже использование компьютера без каких-либо ритуалов во время или после этого использования.
Воображаемая (образная) экспозиция
В некоторых случаях невозможно выстроить экспозицию на страх клиента in vivo, и в этих случаях воздействие может быть сделано в воображении. Ситуации, особенно подходящие для воображаемой экспозиции, - те, в которых клиент боится кардинально измениться (например, изменить сексуальную ориентацию или стать серийным убийцей), вызвать отдалённую катастрофу (например, начать цепочку событий, которые приведут к причинению вреда неизвестным людям), или что результат невыполнения ритуала находится далеко в будущем (например, попасть в ад или умереть от СПИДа).
Для проведения воображаемой экспозиции терапевт и клиент вместе разрабатывают детальную повествовательную сцену, основанную на навязчивой теме клиента. Ключом к этой экспозиции является то, что повествование согласуется с «наихудшим сценарием» для этой конкретной обсессии. Например, для кого-то, кто боится действовать по нежелательному импульсу, прикосновение к чьим-то ягодицам может иметь другой, худший сценарий, чем воображение того, что он может по импульсу изнасиловать кого-то. (Хотя следует отметить, что «наихудший сценарий» не обязательно синонимичен «самой сложной воображаемой экспозиции». Мы всё ещё хотим, чтобы уровень сложности был около 50 SUDS. Эта история будет описывать катастрофу, постигшую клиента и/или его близких, как прямой результат неспособности клиента выполнить компульсии. Терапевт может сначала рассказать историю вслух, а затем попросить клиента сделать то же самое, в идеале, в настоящем времени, чтобы события казались более реальными. Уровни SUDS берутся в различных точках на протяжении всего повествования (то есть каждые пять минут), чтобы убедиться, что история вызывает достаточно беспокойства, чтобы быть продуктивной. Экспозиция обычно записывается, чтобы облегчить повторное прослушивание в качестве домашнего задания.
Образная экспозиция эффективна, когда она вызывает у клиента тот же вид (то есть тип и количество) страдания, что и настоящая обсессия, и избегает любой формы самоутверждения или других ритуализаций. Человек с ОКР обычно борется за подавление обсессии из-за процесса слияния мыслей и действий. Однако подавление обсессии и связанная с этим эмоциональная реакция, по иронии судьбы, усиливают обсессию в интенсивности, длительности и частоте (Clark, -). Повторяя нежелательные навязчивые мысли в форме тревожного повествования, человек с ОКР начинает привыкать к эмоциональному стрессу. Создавая аудио-записанный сценарий обсессии клиента, который будет прослушиваться снова и снова, он позволяет клиентам подвергать себя сценариям, которые не могут быть испытаны in vivo. Большинство смартфонов имеют диктофоны со встроенной функцией циклирования. Существуют также бесплатные приложения, которые можно загрузить для этой цели, а также бесплатные программы, которые можно загрузить на персональные компьютеры. Это может потребовать немного технологических исследований, но любые проблемы обычно легко решаются. Обязательно всегда проверяйте свою технологию, прежде чем пробовать её с клиентом.
Поскольку цель состоит в том, чтобы максимально приблизиться к основному страху, мы обычно вводим в сценарий определённый язык, который указывает, что опасное следствие произошло потому, что клиент сознательно решил не делать компульсий. В сценарий важно не включать части, которые могли бы функционировать как нейтрализатор, предназначенный для подавления навязчивой мысли. Например, кто-то с П-ОКР может написать сценарий, который описывает поход на детскую площадку и представление себя перед детьми. Это было бы сделано в наиболее терпимых для клиента графических деталях, которые могут быть. Частью сценария может быть то, что клиент арестован и отправлен в тюрьму. Это было бы полезно, если бы попадание в тюрьму было частью навязчивого страха (в отличие от разочарования друзей и семьи, чувства потери контроля или ответственности за причинение кому-то вреда, попадания в ад или других негативных последствий). Однако для некоторых людей последствия опасного сценария могут служить средством подавления обсессии, например: «Мне лучше этого не делать, иначе меня посадят в тюрьму!», поскольку люди с ОКР обычно используют карательную стратегию контроля мыслей, чтобы подавить свои мысли. Например, «Было бы облегчением оказаться в тюрьме, чтобы я не мог добраться до детей, чтобы причинить им вред», чтобы решить проблему предполагаемого отсутствия контроля. Кроме того, важно исключить беспокойство и пережёвывание мыслей в связи со сценариями (вставка 3.1), поскольку включение их может представлять собой «практику» беспокойства и размышления. Однако важным моментом является то, что повествовательный сценарий достаточно увеличивает переживания клиента, чтобы способствовать привыканию и терпимости.
По мере того, как клиент привыкает к образной экспозиции, возможно, потребуется разработать новые, более тревожные описания ситуаций. Посредством экспозиции клиент развивает другое, и более функциональное, отношение к своим навязчивым мыслям. Другими словами, побуждая клиента отказаться от контроля над своими навязчивыми мыслями, намеренно имея их, он начинает переоценивать значение обсессии и вырабатывает большую терпимость к тому, что у него есть обсессивность.
Вставка 3.1. Три типа стресса:
Обсессии - Беспокойства - Руминации (мысленная жвачка)
Обсессии являются нежелательными, как правило, о стимулах или мыслях в настоящем, специфичны для нескольких страхов, содержат больше визуальных образов и обычно связаны с чувством страха или отвращения.
Беспокойства больше ориентированы на будущее, разнообразны в большинстве областей жизни, менее наглядны и иногда могут быть востребованы (чтобы позволить человеку предотвратить плохие результаты или проявить заботу).
Размышления, как правило, ориентированы на прошлое, связанные с событиями, которые действительно произошли, менее наглядны и обычно связаны с депрессией.
Существует несколько методов использования воображаемых экспозиций. Клиент может написать сценарий, описывающий событие, основанное на обсессии, а затем прочитать его повторно. Точно так же клиент может записывать сценарий и прослушивать его несколько раз, что более эффективно, чем просто читать его. Наглядные пособия могут быть полезны, например, изображение сигнала для мысли (например, изображение животного для одержимых зоофилией, изображение человека, который представляет собой цель обсессии). Клиент может написать воображаемое как часть притворного дневника, прощального письма или откровенного признания. Более новым методом является использование хроматического рисунка, в котором клиента просят использовать цветные ручки или карандаши, чтобы нарисовать свой навязчивый контент в виде раскадровки (Hart & Fountain, -). Это делается для того, чтобы добавить визуальный компонент к экспозиции, чтобы вызвать более сильную эмоциональную реакцию.
Некоторые клиенты ошеломлены самой идеей проведения образной экспозиции. Они говорят, что эти ужасные мысли и образы уже крутятся в их мозгу с дикой самозабвенностью, и они хотят думать о предмете меньше, а не больше. Они также могут испытывать тревогу из-за веры в возросшую вероятность того, что обсессия станет истинной, что моральный принцип будет нарушен, или что мысли станут совершенно неконтролируемыми. Мы объясняем, что образную экспозицию можно сравнить с фильмом ужасов. В первый раз, когда вы смотрите его, вы можете быть очень напуганы и прыгать каждый раз, когда на экране появляется тень. Но что произойдёт, если вы снова посмотрите этот фильм? Вы бы тоже испугались? А что будет после пяти раз? После 20-ти раз? После того, как вы посмотрели фильм достаточно раз, он больше не будет пугать вас. Вы точно знаете сцену, когда плохой парень выскакивает из шкафа с ножом. Кровь, которая выглядела такой кровавой, начинает казаться фальшивой. Фильм постепенно надоедает. Воображаемая экспозиция работает точно так же. После многократного прослушивания этой истории она действительно становится скучной. Когда клиенту надоедает воображаемое, то самое время перейти к более сложному.
Домашняя работа является важной частью процесса лечения. Очень важно, чтобы клиенты понимали, что их ОКР не будет успешно лечиться, лишь благодаря регулярному приходу на сеансы. Скорее, освобождение от ОКР будет связано с серьёзным изменением образа жизни, которое потребует ежедневной дисциплины и практики. Как правило, мы обнаруживаем, что если клиенты не желают делать домашнее задание, они не являются хорошими кандидатами для лечения, поскольку тип работы, которую они выполняют для домашнего задания, в конечном итоге станет их новым способом управления своим ОКР.
В конце каждой сессии мы рассматриваем домашнее задание, которое клиенты должны делать каждый день. Как правило, домашнее задание будет представлять собой те же самые экспозиции, что проводились на сеансе, или близкую вариацию. Мы также можем включить и предыдущее домашнее задание, если эти упражнения всё ещё вызывают значительное беспокойство. Домашнее задание для типичного амбулаторного клиента, как ожидается, займёт около часа. Однако, если у клиента есть больше свободного времени для работы над экспозициями (например, безработный или в центре по уходу), больше времени может быть выделено на домашнюю работу. Клиенты должны понимать, что чем больше домашней работы они смогут сделать, тем быстрее им станет лучше. Клиенты могут прекратить экспозицию рано, если их показатель SUDS опускается до 10 или меньше (т. е. им скучно). Терапевт напишет домашнее задание, которое будет выполнено на одном из листов домашнего задания. Варианты включают в себя ежедневное домашнее задание и лист задач, ежедневный лист домашних заданий, еженедельный лист домашних заданий или лист плана домашних заданий экспозиции.
Выбор конкретного листа домашнего задания вместо другого будет основываться на конкретных задачах, которые человек должен выполнить между сессиями. Ежедневное домашнее задание и лист задач подходят для клиентов, которых не только попросили делать ежедневную экспозицию, но и проинструктировали работать над конкретными моделями избегания или типами ритуальной профилактики. Эта форма также может использоваться для напоминания клиентам о необходимости вернуть определённые предметы на их следующий сеанс для завершения экспозиции. Ежедневный лист домашнего задания, Еженедельный лист домашнего задания и лист плана экспозиции - всё это разные форматы для представления сходной информации. Все три эти формы содержат таблицы, которые клиент будет использовать для отчёта о своём рейтинге SUDS в начале экспозиции, о своём самом высоком рейтинге SUDS во время экспозиции и о своём рейтинге в конце экспозиции, за исключением листа плана экспозиции. Эта форма позволяет клиенту сообщать о своём рейтинге SUDS с шагом в 5 и 10 минут.
Важным моментом является то понимание, что клиенты обычно не хотят делать домашнюю работу. В результате, спрашивая клиента: «Что вы хотите сделать на этой неделе?» может быть встречено сопротивлением, поэтому у терапевта должен быть чёткий план. Изначально клиенты могут сопротивляться домашним заданиям, поэтому очень важно, чтобы терапевт был способен генерировать конкретные идеи, особенно на ранних стадиях лечения. Клиенты с ОКР очень тревожны, что может помешать им творчески мыслить о возможных экспозициях. В долгосрочной перспективе клиенты сами разрабатывают свою собственную домашнюю работу, вместо назначения от терапевта. Само слово «домашнее задание» может вызвать сопротивление, поэтому могут использоваться другие слова (например, вызовы, упражнения, самонаправленные экспозиции). Однако мы обнаруживаем, что молодые люди обычно не возражают называть это домашним заданием, поскольку эта концепция легко соотносится с чем-то знакомым, чем они уже занимаются в академическом контексте.
Часто клиенты будут испытывать трудности с выполнением домашних заданий и могут появляться на сеансах без своих домашних листов. Выполнение домашнего задания является важным показателем того, что клиенты смогут придерживаться рекомендаций по лечению, как только терапия закончится, и что они преданы процессу лечения. После первоначального назначения экспозиций мы обычно планируем контрольный звонок, чтобы убедиться, что нет никаких проблем с домашним заданием. Таким образом, мы можем скорректировать задание на лету, если оно окажется слишком сложным. Если клиенты приходят на сеанс, не выполнив домашнее задание, мы потратим некоторое время на устранение неполадок, чтобы определить, почему домашнее задание не было выполнено и решить проблему, убедившись, что это будет сделано в следующий раз. Если на следующей неделе домашнее задание всё ещё не выполнено, мы обычно увеличиваем структуру, помогая клиенту планировать определённые блоки времени, когда домашнее задание будет сделано. Если клиент всё ещё безуспешен, то мы организуем звонок клиенту в начале запланированного времени, чтобы убедиться, что он начинает домашнюю работу. Если это не удается, то следующим шагом для клиента будет посещение клиники, чтобы выполнить домашнее задание в назначенное время. У нас есть пустая комната, которую можно использовать для этой цели, и клиенты могут пользоваться ею бесплатно. Однако имейте в виду, что важно не быть осуждающим или карательным, когда клиенты не хотят или не могут делать свою домашнюю работу. Как уже отмечалось, использование подхода, ориентированного на решение проблем, может оказаться полезным. Это также может быть полезно, если терапевт разделяет часть ответственности, когда процесс домашней работы идёт не так, как планировалось. Также смотрите Главу 8 об устранении затруднений, если отказ от домашнего задания является проблемой.
Хотя только что описанные рекомендации должны работать для типичного амбулаторного клиента, существует множество моделей интенсивных амбулаторных программ, которые могут быть реализованы практикующими врачами, способными уделять много времени одному клиенту. Одна из таких моделей будет включать ежедневные встречи в неделю с терапевтом, чтобы установить и пересмотреть домашнюю работу и устранение затруднений, пытаясь при этом выполнить примерно пять из пяти отдельных экспозиций каждый день. Этот метод может занять до двух-четырёх часов в день в зависимости от продолжительности экспозиции, но также может помочь решить проблемы с более сильным избеганием или серьёзностью, получив больше практики с этими методами. Мы также предлагаем это лечение в интенсивном формате, который включает в себя две недели ежедневного лечения. Эта модель включает в себя два 60-90-минутных сеанса в день, один сеанс с терапевтом и второй с помощником, чтобы помочь с выполнением домашних заданий в и вне офиса. Роль ассистента идеально подходит для студентов-практикантов и стажёров, чтобы помочь им освоить методы лечения, а также обеспечить дополнительную поддержку для клиентов.
Очень важно проверять домашнее задание клиента в начале каждого сеанса. Если терапевт забывает просмотреть домашнее задание прошлой недели, это может стать проблемой, так как клиент может остаться с ощущением, что его усилия не важны. Вопрос о предыдущем домашнем задании в начале сеанса показывает, что вы, как терапевт, осознаёте его важность, и обсуждение этого вопроса может помочь закрепить знания из опыта Ex/RP. Это также предотвращает уклонение от обсуждения проблем, связанных с ОКР.
Обучение торможению: необходимо ли привыкание?
Несмотря на продемонстрированную эффективность Ex/RP для лечения ОКР, объяснение того, как это работает, не совсем очевидно. В частности, должно ли происходить привыкание? Доказательства привыкания не всегда предсказывают хорошие результаты с течением времени, а некоторые люди действительно имеют успешные результаты при отсутствии привыкания во время Ex/RP (Arch & Abramowitz, -). Целью Ex/RP является обучение угасанию страха, и традиционно считается, что это происходит, когда страх активируется и продолжается до тех пор, пока не уменьшится, что способствует угасанию. Однако новые исследования, основанные на принципах теории обучения, доказали важность «обучения торможению». Вместо связи между активацией страха и реакцией, которая нарушается или стирается, обучение торможению способствует изучению новых конкурирующих неопасных реакций, которые становятся более доступными благодаря длительной и многократной экспозиции. Рассматривая Ex/RP с этой точки зрения, повторная экспозиция - это усиление новых неопасных связей, так что их легко запомнить и восстановить (Jacoby & Abramowitz, -). См. Главу 6 об ассоциативном расщеплении для новых когнитивных техник, которые могут быть использованы для разрыва ментальных связей С-ОКР.
Важным аспектом обучения торможению является развитие толерантности к старым угрожающим реакциям. Полезная метафора, которую мы использовали ранее - это физические упражнения. Точно так же, как человек может развить растущую силу через поднятие тяжестей, человек, борющийся с навязчивыми мыслями, может развить сопротивление этой мысли (т. е. не реагируя на компульсию), в то время как новая неопасная мысль становится сильнее. По мере того, как человек поднимает груз, сопротивление становится меньше, и человек может увеличить количество поднимаемого веса.
Например, у Билла возникают навязчивые мысли о том, чтобы обнажить свои гениталии в присутствии детей на детской площадке. Благодаря обучению торможению дети на игровой площадке становятся стимулом с двумя значениями. Навязчивый смысл, в котором присутствие детей на игровой площадке ассоциируется с ожиданиями тревожных отталкивающих чувств и неадекватного поступка, который нейтрализуется ритуализацией и избеганием. Второй смысл приобретается через многократную экспозицию, с помощью которой присутствие на игровой площадке не приводит к опасной реакции. Другими словами, игровая площадка с детьми - это просто игровая площадка с детьми с нейтральным значением — или даже место ценности, в котором Билл может взять своих детей играть. Оба значения могут остаться в памяти, но новое обучение торможению приобретает всё большую силу, чтобы подавить первоначальный страх.
Как достигается это обучение торможению? Теория обучения торможению имеет несколько компонентов (см. Craske et al., -, для обзора), хотя здесь будут рассмотрены только два. Первое - это нарушение ожиданий. Этот компонент основан на принципе, что новое обучение происходит, когда есть несоответствие между ожиданием и результатом, также ключевой компонент в концепции неожиданности. Нарушение ожидания происходит, когда кто-то намеренно нарушает связь между тем, что происходит, когда активируется обсессия и предотвращается ритуал или избегание. В случае Билла он ожидает, что если у него возникнет навязчивая мысль на детской площадке, то он рискует сделать что-то сексуально неуместное. Поход на детскую площадку, активизация его навязчивой мысли и пребывание там нарушат его ожидание чего-то плохого. Это смещает акцент с уменьшения страха или дистресса на процесс обучения относительно того, произошёл ли результат, или опыт был настолько плохим, как ожидалось (например, «Я могу быть на игровой площадке и действовать соответственно» на «Я могу быть терпимым к неопред ел ённости»). Важно, чтобы после каждого сеанса экспозиции клиент просматривал то, что он узнал от нарушения ожиданий. Другой принцип в теории обучения торможению включает в себя углубление экспозиций через представление нескольких сигналов, таких как Билл, слушающий образную экспозицию о растлении детей на детской площадке, а затем идущий на детскую площадку сразу после этого. Экспозицию можно было бы ещё больше углубить, попросив его слушать свои образные экспозиции, при нахождении в парке, наблюдая за игрой детей.