Работа над достижением поставленных целей является существенным элементом КПТ. Поставленные цели полезно разделить на краткосрочные цели, которых можно объективно достичь за 2-4 сеанса терапии; среднесрочные цели, которых можно, в целом, достичь к концу терапии; а также долгосрочные цели, которых пациенту хотелось бы достичь за несколько последующих лет. Понятно, что некоторые люди, страдающие ОКР, пессимистично смотрят на возможное развитие их расстройства и убеждены, что в лучшем случае они могут надеяться на возможность вести весьма ограниченный образ жизни. Но тогда поставленные ими цели будут излишне ограничены. А людям, давно страдающим ОКР, было бы желательно избавиться от своих обсессив- ных затруднений, но им, возможно, было бы трудно представить, как в таком случае выглядела бы их жизнь. Если принять во внимание затраты на ОКР, это поможет правильно наметить цели. Полезно, например, обдумать затраты на ОКР в разных областях, включая время, денежные средства, взаимоотношения с членами семьи и друзьями, способность иметь эмоциональную и физическую близость, работу или учебу.
Цели постоянно обновляются и пересматриваются по мере продвижения терапии. Так, постановка или пересмотр целей по теории А или В помогает избежать или выявить недостижимые цели (например, не иметь навязчивые мысли) или же такие цели, которые уместны для других, “более податливых” форм ОКР (например, мыть руки по 2 часа в день, но без антисептика). Очень важно, чтобы долгосрочные цели были направлены на окончание терапии и входили в план предотвращения рецидивов (см. далее раздел 3.9.3). Долгосрочные цели особенно важны, поскольку они помогают пациенту перенести свое внимание на причину, по которой он мог бы выдержать дискомфорт и тяготы терапии. Это означает для пациента вернуться к нормальной жизни и прежним мечтам, от которых, как правило, приходится отказываться в результате ОКР. Привлечь пациента к терапии означает помочь ему восстановить смысл его жизни, когда она разрушена. Стремление достичь таких целей во многих случаях придает существенный характер задачам, решаемым в ходе терапии. И это можно наблюдать в виде шагов, предпринимаемых в направлении возврата к нормальной жизни и всему, что это подразумевает. Следует, однако, иметь в виду, что по мере продвижения терапии долгосрочные цели могут и должны формировать краткосрочные цели и решаемые задачи.
В этом разделе особенности постановки целей рассматриваются в свете наблюдения за действиями психотерапевта.
В связи с этим возникают следующие вопросы: приходилось ли вам обсуждать научные работы по изучению навязчивых мыслей или их повсеместности и полезности? Можно ли вообще не иметь никаких мыслей? (см. разделы 1.2 и 3.3). Что мешает вашим пациентам воспринять подобные сведения? Не верят ли они результатам научных исследований? Поможет ли делу самостоятельно проведенное ими обследование? Считают ли они, что их мысли в какой-то мере плохие? Какого рода мысли могли быть у автора романов ужасов? Означают ли навязчивые мысли пациентов о насилии или чудовищных действиях, что они плохие люди? Какого рода мысли у социальных работников или полицейских, работающих в сфере защиты детей от насилия?
Означают ли мысли пациентов о детях, с которыми жестоко обращаются, что они плохие люди? Как только пациенту, страдающему ОКР, удастся изменить смысловое значение посещающих его мыслей, для него уже не важно будет их наличие.
Другая, более полезная цель состоит в том, чтобы изменить отношение к мыслям, т.е. позволить просто быть мыслями. И здесь на помощь может прийти метафора наблюдения за волнами на берегу моря или плывущими на небе облаками для наглядной иллюстрации такой цели.
Как только вы составите план мероприятий как путеводную нить для терапии, добившись общего понимания с помощью вашей формулировки, на следующей стадии вам предстоит выяснить, что альтернативное понимание оказывается менее грозным, но заслуживает доверия. В центре порочного цветка находится ключевое смысловое значение, приводящее в действие психологическое расстройство. Это смысловое значение зачастую принимается пациентом как данность, к которой приспосабливается вся его жизнь. В итоге пациент, страдающий ОКР, становится убежденным в том, что произойдет что-нибудь плохое, и на нем лежит ответственность как-то с этим справиться, вызывая тем самым тревогу и ППУ.
До сих пор пациент рассматривал, в общем, свое психологическое расстройство как одну из опасностей (назовем это существующее у него представление “теорией А). Если он считает свое психологическое расстройство опасностью и чувствует ответственность за ее предотвращение, то важно не забывать, что реакции пациента на данное расстройство не такие уж и нелогичные или излишние. Упражнение в схематическом представлении формулировки поможет наглядно продемонстрировать следующее положение: реакции пациента на самом деле служат сохранению его убеждения в опасном состоянии, несмотря на то, что они согласуются с первоначальным истолкованием. Однако без альтернативы этой центральной идее пациенту будет практически невозможно изменить свое поведение. И на самом деле такая попытка является малоэффективной, поскольку она логически приведет, в конечном счете, лишь к ощущению меньшей безопасности и большей безответственности. Прежде альтернативного объяснения (назовем его “теорией В”) у пациента не должно быть никакого значительного выбора в противодействии своему ОКР. Следовательно, пациенту немного пользы от того, чтобы просто сказать себе прекратить ритуалы или попытаться “взять себя в руки”. Как показывает наш опыт, люди, страдающие ОКР, очень сильно стремятся “взять себя в руки”, но прежде им необходимо узнать, понять и получить помощь в том, как это сделать.
Теория А/В оказывается вполне пригодной в форме, представленной в табл. 3.3.
Таблица 3.3. Краткое изложение теории А/В
Какая теория лучше описывает имеющееся у меня заруднение?
Какое затруднение мне необходнмо разрешить?
Теория А Теория В
Оценка убеждения: Оценка убеждения:
Какие имеются тому свидетельства? Почему я убежден(а) в этом?
Каковы последствия? Что мне нужно делать, если это правда?
Что это говорит обо мне как о личности?
Чем бы стала моя жизнь, если бы я продолжал(а) действовать подобным образом?
Следует, однако, иметь в виду, то это совсем не означает, что “теория А неверна, тогда как теория В верна”. Напротив, это лишь две разные точки зрения на то, что происходит с пациентом, и в ходе терапии необходимо выяснить, какая из этих точек зрения имеет больший смысл и согласуется с представлением пациента об его прошлых переживаниях. И к этому следует подходить пытливо, а не догматично. Задача терапии на данной стадии состоит в том, чтобы выяснить, что имеющееся у пациента истолкование ответственности и вреда (теория А) еще не факт, а лишь идея, которую можно изучить, и, в общем, психологическое расстройство может быть осмыслено разными способами. Следовательно, построение и представление пациенту альтернативной “теории В” является точкой опоры для терапии, поскольку оно дает пациенту понять, что его расстройство, может быть, лучше определить как повышенную чувствительность к опасности, а не как саму опасность. Хотя истолкование пациентом его расстройства можно понять, принимая во внимание его историю и реакции, выявленные в формулировке.
В теорию В полезно ввести там, где это возможно, объяснение, противоречащее негативным самоотносящимся объяснениям, характерным для ОКР. Например, в теорию В можно ввести такое объяснение: пациентка является любящей матерью, которая, по понятным причинам, боится причинить вред своему ребенку, и поэтому она сверхчувствительна к подобным мыслям. А в других случаях можно указать, что пациент ценит чистоту, боится Бога и т.д. Альтернативное объяснение (теорию В) необходимо еще проверить, чтобы оно могло затем служить подмостками для исследования всех имеющихся свидетельств, включая более широкий контекст тех улучшений, которые могут быть достигнуты в ходе терапии, а также потерь от изменения привычного поведения. После этого альтернативное объяснение формулируется в виде поведенческих экспериментов, чтобы выяснить, что на самом деле происходит, если пациент поступает иначе, и какая теория может оказаться более пригодной. И, наконец, альтернативное объяснение служит основанием для устойчивых изменений и продвижения к намеченным целям.
Главная идея на данной стадии состоит в том, что ОКР ощущается пациентом как расстройство, несущее настоящую опасность, тогда как альтернативное объяснение — в том, что ОКР лучше определяется как расстройство, несущее беспокойство об опасности. И это может помочь, если теория В охватывает малоэффективные средства воздействия на тревогу и беспокойство по поводу истолкования данного расстройства как опасности (теория А). Иначе говоря, все усилия пациента решить проблему опасности приводят к усугублению проблемы беспокойства.
В табл. 3.4 приведены два способа осмысления психологического расстройства, доступные для Сола, работающего кофеваром и испытывающего побуждения сделать “все правильно”.
Таблица 3.4. Краткое изложение теории А |
и менее грозной альтернативной теории В |
Какая теория лучше описывает имеющееся у меня затруднение? Какое затруднение мне необходимо разрешить? |
|
Теория А |
Теория В |
ОКР подсказывает мне, что я должен избавиться от этих побуждений и обрести ощущение "достаточной правильности", а иначе я не смогу с этим совладать, и люди подумают, что я ненормальный |
ОКР - это такое расстройство, которое настраивает человека на побуждения и обретение ощущения "достаточной правильности", и это вызывает у меня тревогу и заставляет меня беспокоиться о своей возможной ненормальности |
Оценка убеждения вначале лечения: 50% |
Оценка убеждения вначале лечения: 50% |
|
Пациент, долго веривший в идею опасности, может поначалу отбросить как заурядную мысль, что все дело может быть в чем-то совсем другом. У него могут, например, появиться мысли, что вы стараетесь отделаться от него или просто утешить его. Скептическое отношение к теории В, конечно, допустимо и понятно, а зачастую психотерапевту даже полезно выразить такое отношение.
Кроме того, полезно, может быть, ввести обсуждение теории А/В в рамки наилучшего описания того затруднения, которое пациенту требуется разрешить. Это может помочь ему избежать попыток “доказать” истинность той или иной теории, а также подчеркнуть идею, что обе теории вместе не могут дать ответ на поставленный вопрос. И это положение станет еще более очевидным, если вывести следствия из каждой теории, ответив, например, на такой вопрос: “Что мне делать, если это правда?”
На первой стадии проверки теории А/В собираются свидетельства в пользу каждой из этих теорий. Обе эти теории представляют собой соперничающие, а, возможно, и диаметрально противоположные идеи, поэтому в результате поиска свидетельств для подтверждения каждой из них нередко выясняется, что подлинных свидетельств в пользу теории А не существует. При поиске свидетельств очень важно побудить пациента, страдающего ОКР, быть как можно более беспристрастным. Особое внимание следует обратить на двойные стандарты или принятие неоднозначных свидетельств. К источникам подобных свидетельств относится все, что случилось с пациентом и другими людьми, мнения людей, знающих пациента, поведение других людей вообще, а также сведения из прошлого пациента, в том числе его образ жизни до появления у него ОКР.
Другими примерами сомнительных свидетельств являются неоднозначные и косвенные свидетельства. В частности, одновременное наступление двух событий еще не означает, что одно событие послужило причиной для другого события. Имеются ли другие случаи, когда пациент думал о чрезвычайных происшествиях, и они не произошли? Думал когда-нибудь пациент, что его брат выиграет в лотерею? Произошло ли это событие? А если не оно не произошло, то почему? (См. описание “несуразного мышления” и слияния мысли и действия в разделе 1.4.4 и подразделе 1.8.1.7 соответственно.) Рассматривая свидетельства вместе с пациентом, побудите его мысленно представить ситуацию в зале суда, где к допустимым свидетельствам применяются те же самые высокие нормы. Например, Сол не сумел сформировать настоящее свидетельство в пользу своей теории А (табл. 3.5).
140 | Глава 3. КПТ для лечения ОКР
Таблица 3.5. Выявления свидетельств в пользу теории А/В
Какая теория лучше описывает имеющееся у меня затруднение?
Какое затруднение мне необходимо разрешить?
ОКР подсказывает мне, что я должен избавиться от этих побуждений и обрести ощущение "достаточной правильности", а иначе я не смогу с этим совладать, и люди подумают, что я ненормальный |
ОКР - это такое расстройство, которое настраивает человека на побуждения и обретение ощущения "достаточной правильности", и это вызывает у меня тревогу и заставляет меня беспокоиться о своей возможной ненормальности |
Оценка убеждения вначале лечения: 50% Оценка убеждения вначале лечения: 50%
Какое имеется тому свидетельство? .... Почему я в этом убежден?
Никакого Как только я начал реагировать на эти побу
ждения, то заметил их еще больше. И тогда я почувствовал еще большую тревогу, и все стало еще хуже
Я всегда был склонен к тому, чтобы все у меня было "правильно"
В связи с тем, что теория А долго оставалась убедительной для многих людей, страдающих ОКР, у них нередко возникает ощущение, что имеются конкретные свидетельства в ее пользу, и поэтому психотерапевту придется изучить такие свидетельства, выяснив, насколько они действительно подтверждают теорию. При этом очень важно получить от пациента оценки его убеждений в теории А/В в самом начале сеанса терапии, прежде чем перейти к подробному обсуждению обеих теорий. Вполне возможно, что первоначальная оценка убеждения в теории В окажется у пациента очень низкой (на уровне 0%), в отличие от высокой оценки убеждения в теории А. Это может само по себе пригодиться в дальнейшем, например, при исследовании свидетельств, которые, как правило, отсутствуют или неоднозначны в пользу теории А и обильны в пользу теории В. Психотерапевт может спросить пациента об этом следующим образом.
ПСИХОТЕРАПЕВТ: Как интересно, что ваше убеждение в теории А настолько твердое, несмотря на любые “убедительные” свидетельства. Чем еще, на ваш взгляд, можно было бы это объяснить?”
Это заставит пациента пересмотреть свое убеждение в том, что тревога является ключевым фактором, поддерживающим его психологическое рас-
стройство и делающим его беспокойства еще более правдоподобными (см. подраздел 1.8.1.2). Например, Лидии, проверявшей водопроводные краны, замки и все сообщения электронной почты, казалось, что у нее имеется достаточно “убедительное” свидетельство в пользу истинности теории А. И тогда психотерапевт обсудил вместе с Лидией то свидетельство, которое она привела в пользу теории А (см. приведенный ниже диалог и табл. 3.6).
Таблица 3.6. Проверка свидетельства в пользу теории А
Какая теория лучше описывает имеющееся у меня затруднение?
Какое затруднение мне необходимо разрешить?
Теория А Теория В
Случится беда, если я не буду достаточно По вполне понятным причинам я стала весь- внимательна ма чуткой к мысли о беде, и поэтому уделяю
слишком много времени попыткам предотвратить ее
Оценка в начале сеанса терапии: 100% Оценка в начале сеанса терапии: 0%
Какое имеется тому свидетельство? .... Почему я в этом убеждена?
Я действительно чувствую большую ответственность за порученное мне дело (мне приходилось ухаживать за бабушкой, когда моя мама уходила на работу)
Однажды я затопила ванную, оставив воду капать из крана
ПСИХОТЕРАПЕВТ: Я понимаю, что у вас было много обязанностей в детстве, и это сильная черта вашего характера. Но не думаете ли вы, что это свидетельствует о том, что вы в большей степени предрасположены к бедствиям или более чутки к беспокойству по поводу того, что может случиться что-нибудь плохое?
ЛИДИЯ: Ну, это, наверное, могло бы как-то объяснить состояние большей чуткости. Я хочу сказать, что на плечи большинства детей не взваливается столь тяжелая ноша, и если они совершают ошибки, то в этом нет ничего страшного.
Лидии и ее психотерапевту удалось внести поправки в свидетельство на данной стадии (табл. 3.7).
Таблиц 3.7. Пересмотр свидетельств в пользу обеих теорий
Какая теория луяше описывает имеющею у меня затруднение?
Какое затрудаение мне необходимо разрешить?
Теория А Теория В
Случится беда, если я не будо достаточно По вполне понятным причинам я стала весь- внимательна ма чуткой к мысли о беде, и поэтому уделяю
тишком много времени попыткам предотвратить ее
Оценка в начале сеанса терапии: 100% Оценка в начале сеанса терапии: 0%
Какое имеется тому свидетельство? .... Почему я в этом убеждена?
капать-из крана' |
То, что это обилось и имело серьезные последствия, еще не означает, что я, в общем, беспечна
Тревога очень сильно ощущается в данный момент!
Нередко здесь оказывается полезно рассмотреть эволюционные и исторические сведения, и как это привело к развитию конкретных убеждений и уязвимостей. Полезно также быть начеку в отношении таких обусловливающих факторов, как стресс, повышенная ответственность и взгляды на угрозу, ответственность, знания и навыки, которые были почерпнуты из раннего и последующего опыта. К этому можно отнести размышление о значении таких позитивных, на первый взгляд, событий, как рождение ребенка или повышение по службе, или же таких негативных событий, как потери и убытки. Дальнейшее и более подробное рассмотрение этих вопросов может быть согласовано с пациентом в качестве домашнего задания, а ближе к концу терапии оно должно стать частью подведения итогов (см. далее раздел 3.9.3).
Как только вы обсудите со своим пациентом каждую теорию А и В и проверите их отличия, из чего станет ясно, что они соперничают друг с другом (лишь одна из них истинна), на следующей стадии вам придется рассмотреть последствия каждой теории для того, что пациенту необходимо делать изо дня в день, что это свидетельствует о нем как о личности и что это говорит
Подсчитать, упорядочить, повторить |
Пренебречь побуждениями Переносить неприятное чувство |
Стараться не вызывать побуждения, избегать обязанностей на работе, стараться по возможности не выходить из дому
Не подсчитывать, не упорядочивать и т.д.
Мириться со своей жизнью, не уклоняться от обязанностей на работе и не избегать людей
Я свободен и раскован |
Мне придется вести ограниченный, напряженный образ жизни
Проверять больше и лучше Не проверять Не привлекать никого больше к проверке |
Заставить Майка проверить еще
Делать меньше "ответственных" дел (напри- Доверять себе! мер, оставить свою работу, если я совершу ошибку) Оставаться все время дома Ни с кем не общаться
|
Данный момент в терапии дает возможность выявить, каким образом у пациента развились виды ППУ, став все более произвольными, а иногда и недопустимыми. Пациенту очень важно поразмышлять над тем, что теория А не ставит никаких пределов требованиям ОКР вследствие того, что определение данного расстройства ничем не ограничено (например: “Случится беда, если я не буду достаточно внимательна”). В связи с этим пациенту следует задать такие вопросы: “Насколько эти конкретные проверки надлежащие?”, “Почему этого мытья рук достаточно?’, “Если теория А действительно истинна, то зачем на этом останавливаться?’, “Почему бы не сказать другим людям делать то же самое?” Ответы на эти вопросы должны привести пациента к заключению, что полное доверие теории А приводит к чрезмерно ограниченному образу жизни самого пациента и окружающих его людей. И это может быть довольно увлекательная часть сеанса терапии по мере того, как будут придуманы все более нелепые сценарии (например, приход на работу в обеззараживающем костюме). А в других случаях это позволит выявить у пациента, страдающего ОКР, уныние и сожаление, как только он увидит, насколько крайним и ограниченным уже является его поведение и насколько со временем возросла степень тяжести его расстройства.
При рассмотрении последствий теории В проще всего, по-видимому, сказать пациенту: “Пренебрегайте беспокойствами, воспринимайте их просто как беспокойства, а мысли — как мысли”. При этом полезно будет напомнить пациенту природу навязчивых мыслей: сами они являются просто мыслями, а не фактами или предвестиями, т.е. всего лишь мысленными событиями. Наглядное представление порочного цветка особенно формулировки послужит напоминанием, что целью терапии является именно смысловое значение, привязываемое к мысли.
Как только вы завершите проверку теории А/В, попросите своего пациента оценить его убеждения в каждой из этих теорий. Теории А и В взаимоисключающие, но поначалу у пациента могут быть некоторые убеждения в каждой из них, поэтому обе теории следует снова оценить на последующих сеансах терапии. И там, где происходят (или не происходят) изменения, обсудите со своим пациентом, что, собственно, происходит.
Если цели терапии же согласованы, их можно пересмотреть на данной стадии, чтобы проверить идеи из теории А (т.е. избавление от навязчивых мыслей) и воплотить теперь другие идеи, улучшающие качество жизни пациента в отсутствие ОКР. По мере продвижения курса лечения краткосрочные цели будут постепенно приобретать характер среднесрочных и долгосрочных целей, как только пациент станет возвращаться к нормальной деятельности, что помогает придать больший смысл поведенческим экспериментам.
Положение дел на данной стадии психотерапевт может выразить следующим образом: “Мой клиент говорит, что обе теории его беспокоят. Так, если его дом может сгореть, то ему имеет смысл беспокоиться”.
Теория В представляет собой идею о том, что все дело в излишнем беспокойстве. Разумеется, беспокойство — дело серьезное и существенное, но это не то же самое, что и фактическая опасность. Более того, объяснения в обеих теориях А и В не могут быть одновременно верны, и тогда возникает вопрос, какое из них верное? Для ответа на этот вопрос полезно сразу же разобрать теорию А/В следующим образом: теория А означает опасность, а теория В — тревогу и беспокойство. Действительно ли все дело в опасности или же в беспокойстве о возможной опасности? Обе эти теории взаимоисключающие и для обращения с ними применяются противоположные методы, поэтому так важно сделать все правильно.