Emotional Deprivation (ed)
Пациенты с выраженной схемой Эмоциональной Депривированности чувствуют себя очень одинокими в этом мире, уставшими от разочарований, опустошенными, они сомневаются в том, что когда-либо смогут встретить истинную любовь и быть любимыми. Эмоциональная Депривированность связана с ощущением, что чего-то не достает, будто человек что-то упускает. Возможно, лучше всего эти чувство олицетворяет образ Брошенного Ребенка. Эмоциональная Депривированность
это чувство, которое свойственно брошенным детям, оставшимся без внимания и заботы родителей, это чувство одиночества, ощущение, что «нет никого, кто мог бы позаботиться о тебе».
В психотерапевтической практике эта схема встречается наиболее часто, хотя чувства связанные с этой схемой, трудно осознаются пациентами, они не всегда признают, что она у них есть. Поэтому влияние Эмоциональной Депривированности труднее всего определить по сравнению с другими схемами. Это связано с тем, что истинная депривация начинается на довербальном уровне развития, то есть прежде, чем у ребенка развивается способность описать эти чувства. Опыт, связанный с эмоциональной депривацией вызывает ощущение, что человек навсегда останется в одиночестве, никогда не будет услышан и понят что-то важное и желаемое никогда с ним не произойдет.
Такие люди часто чувствуют горечь, подавленность, одиночество, считают, что другие их недооценивают, в то же время, не понимая причин этого. Неопределенные симптомы, которые содержатся в их жалобах, при дальнейшем анализе оказываются связанными с Эмоциональной Депривированностю. Такие пациенты не ожидают от других людей, включая психотерапевта, заботы, понимания или защиты. Они считают себя эмоционально обездоленными и могут чувствовать, что не получают достаточно теплоты, внимания заботы или проявления глубоких чувств от других. Реальные проявления внимания и чуткости со стороны других кажутся им недостаточными. они считают, что нет никого, кто мог бы оказать им поддержку и покровительство.
В этой схеме различают три типа депривации:
Типичное поведение, свойственное этим пациентам характеризуется тем, что они мало говорят о себе, предпочитают задавать вопросы или слушать других, не обнаруживают свои желания, не обращаются к важным для них людям за тем, в чем они эмоционально нуждаются, не говорят, что им необходима любовь и эмоциональный комфорт. Они ведут себя более решительно и независимо, чем чувствуют на самом деле. Они сами усиливают депривированность и ограничивают возможность заботиться о них, действуя так, как будто у них нет эмоциональных потребностей. Поскольку эти пациенты не ожидают эмоциональной поддержки, то они ее и не просят, и как результат, обычно они её и не получают.
Другая тенденция, которую можно видеть у пациентов с эмоциональной Депривированностью — это сближение с такими людьми, которые не могут или не хотят давать им эмоциональную поддержку. Они часто повторяют одну и ту же модель поведения выбирают людей, которые являются холодными, отчужденными, эгоистичными, которые отказывают им в эмоциональном контакте. Возникает чувство, что никто по-настоящему не заботится о них или не понимает их. Это приводит к тому, что они создают отношения, которые заведомо не могут удовлетворить их потребности в любви. В результате чувствуют себя обманутыми, а их злость и агрессия сменяются
чувством одиночества и страдания. Их раздражение и ожесточение еще больше провоцируют других людей причинять им боль, усиливая их чувство нехватки любви.
Еще одним проявлением схемы является чувство хронического разочарования в людях. Такие избегающие пациенты сознательно остаются одинокими. Они избегают интимных отношений, потому что считают, что не стоит ожидать чего-либо хорошего от других. Часто это объясняется ими как результат неудачных отношений в прошлом, и они делают вывод, что не могут более рассчитывать на проявление эмоциональной близости людей по отношению к ним. Даже с близкими людьми они могут оставаться в очень отстраненных, сухих и формальных отношениях, избегая полноценных связей.
Некоторые пациенты проявляют повышенную самовлюбленность. Из-за нехватки эмоциональных контактов они прибегают к гиперкомпенсации, склонны в отношениях быть чрезмерно требовательными и сердятся, когда их потребности не удовлетворяют. Неважно, сколько они получают, им все время кажется, что этого мало. эта ненасытность навязывается человеку его схемой.
Поскольку в детстве им одновременно и потворствовали и лишали эмоционального контакта, у них сформировалось чувство вседозволенности и привычка требовать, чтобы их потребности удовлетворялись. В результате, они полагают, что надо быть непреклонными в своих требованиях получить что-либо от других. Возможно, их хвалили за таланты и одаренность, но не давали им эмоционального тепла и подлинного принятия.
Встречаются также пациенты с этой схемой, которые требуют от других так много, что становятся прилипчивыми или вызывают жалость к себе, иногда делая это излишне театрально. У них может быть много жалоб на недомогания, на состояние здоровья, много психосоматических симптомов. Таким образом, они бессознательно пытаются заставить людей обратить на них внимание и проявить заботу о них.
Пациенты с этой схемой часто отрицают ценность своих эмоциональных потребностей. они отрицают то, что их потребности важны или значимы, или полагают, что у сильных людей не должно быть потребностей. Они считают, что это плохо или недостойно настоящего человека просить, чтобы другие проявляли заботу о них и учитывали их желания. Им трудно признать, что внутри у них есть Одинокий Ребенок, который хочет любви и привязанности, не только от близких ему людей, но и от психотерапевта. Такие пациенты считают, что важные для них люди должны сами догадываться о том, в чем они нуждаются, и поэтому никого ни о чем не следует просить.
Еще одна особенность, которая выдает влияние данной схемы, связана с выбором той сферы деятельности, в которой человеку приходится удовлетворять потребности других людей. Забота о других может стать способом компенсации неудовлетворенности своих эмоциональных потребностей. Под влиянием схемы человек может также прилагать невероятные усилия, направленные на удовлетворение потребностей своих друзей.
Схема Эмоциональной Депривированности формируется в раннем детстве в результате взаимодействия с родителями или людьми, их заменяющими, которые несут ответственность за обеспечение эмоциональной заботы о ребенке. Наиболее важным является характер взаимодействий ребенка с матерью в первые годы жизни, потому что именно она является для ребенка центром всего окружающего мира. Взаимодействие между матерью и ребенком является прототипом его будущих отношений с людьми. Ребенок с Эмоциональной Депривированностью получал от матери меньше внимания и заботы, чем другие дети. Эмоциональная депривация в детстве проявляется в том, что родители (прежде всего мать) холодны и эмоционально сдержаны, недостаточно часто держат ребенка на руках и качают его. Они не уделяют достаточно времени и внимания, не прислушиваются к истинным потребностям ребенка. Им трудно понимать чувства своего ребенка и сопереживать им, они не могут успокоить ребенка надлежащим образом, не дают ему надежной опоры и направления в жизни. В результате, в отношениях отсутствует эмоциональная связь, а ребенок не чувствует, что его любят и ценят и что он самый желанный и особенный.
В отличие от других схем, когда родители совершают определенные поступки, наносящие ребенку травму, схема Эмоциональной Депривированности является результатом отсутствия необходимой для ребенка материнской заботы внимания и ласки. Схемы, которые формируются активными родительскими действиями, такие как Дефективность, порожденная повышенной критичностью, или Покорность, появляющаяся в результате давления и подчинения воле родителей, более явно выражены, поэтому их не трудно обнаружить. В этих случаях родители совершают поступки, о которых дети помнят. Эмоциональная депривация, напротив
что-то ускользающее, труднодоступное, что-то, о чем ребенок никогда не знал.
Поэтому влияние схемы Эмоциональной Депривированности не так просто обнаружить. За исключением случая, когда ребенку пришлось пережить явное пренебрежение. На терапии большинство людей со схемой Эмоциональной Депривированности в самом начале говорят что-то вроде: «У меня было хорошее детство. Родители делали для меня всё, что могли. Они меня всем обеспечивали». Однако, когда эти люди описывают свои прошлые и настоящие отношения, выясняется, что у них многое не ладится. Внезапно всплывают разрушительные модели поведения. Возникает ощущение отсутствия близких связей. Кажется, что человек болезненно реагирует на отсутствие любви и опеки или проявляет хроническое раздражение и агрессию. Только внимательное сопоставление диагностических данных, непосредственных впечатлений на сессии и воспоминаний пациента о прошлом даёт нам возможность определить наличие этой схемы. Несмотря на то, что схема Эмоциональной Депривированности одна из самых
распространенных, ее наличие бывает трудно обнаружить.